Юбилейная страница
 English version


Вход

О вузе
Абитуриенту
Факультеты
Наука
Система качества
Подразделения
Ресурсы и сайты
Архив новостей
RSS  Форум
Текущий раздел : / Подразделения / Факультет физической культуры и спорта / Кафедра спортивного менеджмента / Учебная работа (для магистров) /


Учебная работа (для магистров)


Для чего нужно учиться в магистратуре ?

 

Сегодня наблюдается увеличение активности педагогической общественности по разработке содержания и организации деятельности учебно-педагогических комплексов, что способствует оживлению многоступенчатой системы высшего образования.

Традиционная система высшего образования предполагает подготовку специалиста для определенного вида профессиональной деятельности. Система ориентирована на массовую подготовку квалифицированных кадров. Она жестко регламентирована сроками обучения и едиными учебными планами. В отличие от многоступенчатой, она менее гибкая. К примеру, в рамках этой системы обучающийся не может изменить профиль обучения, избрать индивидуальную образовательную траекторию. Данная система более консервативна. Преподаванию в такой системе присуща авторитарность. Важно отметить, что в ней нет условий для разнообразия подготовки студентов к профессиональной деятельности, для формирования исследовательских умений высокого уровня, потребности в самообразовании.

 

На сегодняшний день традиционная система обучения, терпит фиаско, в вузах с каждым годом становится всё меньше и меньше факультетов, в которых сохраняется «специалитет». Это связано с узкой направленностью профессиональной подготовки выпускников, невысоким общеобразовательным уровнем студентов. Поэтому данная система не сможет удовлетворить потребности государства, общества и самой личности в уровневом качественном образовании. Многоступенчатая система обучения (бакалавриат, магистратура, аспирантура) считаются более гибкой: здесь больше используется новых технологий в обучении, даётся больше времени и возможности магистранту для самостоятельной и практической работы.

 

Магистратура – это второй уровень двухуровневой системы высшего образования, созданной в процессе реформирования российской образовательной системы согласно Болонскому процессу (Болонский процесс - процесс сближения и гармонизации систем образования стран Европы с целью создания единого европейского пространства высшего образования). В магистратуре продолжают обучение выпускники бакалаврских программ и дипломированные специалисты.

 

Выбор студентом обучения в магистратуре предполагает получение им полного высшего образования и свидетельствует о достаточно высокой подготовке выпускника бакалавриата. Обучение студентов на втором уровне высшего образования – в магистратуре – ориентировано на подготовку специалистов с индивидуальным стилем учебной деятельности, способных к самостоятельной исследовательской деятельности в различных областях науки с высокой квалификацией. Еще одной отличительной чертой магистратуры является одновременная образовательная и профессиональная подготовка.

Основная задача магистратуры – подготовить профессионалов для успешной карьеры в международных и российских компаниях, а также аналитической, консультационной и научно-исследовательской деятельности.

 

Термин «магистратура» в российском лексиконе появился в 90-е годы 20 века и связано это с глобальными интеграционными образовательными процессами в Европе.

В 1999 году 31 европейских государств подписали Болонскую декларацию, цель которой - создание единого образовательного пространства в Европе. Внедряя в жизнь принципы Болонской декларации, европейские страны, включая Германию, Швецию, Финляндию и другие, начали процесс реформирования своих систем высшего образования. По мнению участников этого договора, выравнивание образовательных моделей расширит практику студенческих обменов и сделает европейские университеты центром мировой интеллектуальной элиты. Россия присоединилась к этой конвенции в 2003 году.

 

Исходя из Болонской конвенции, уже с 2011 года в российских вузах, в основном, откажутся от подготовки специалистов (5 лет обучения). Основой высшего образования станет четырёхлетняя подготовка специалистов (бакалавров). Высшее образование этого первого уровня станет массовым. Степень подготовки будет соответствовать среднему уровню, без излишней специализации. Специалисты такого уровня смогут найти себе работу во многих отраслях современной промышленности, экономической и социальной сферы, то есть заполнять собой так называемую нишу среднего звена, что мы и имеем на рынке труда. Обучение на этом уровне уже активно развивается в ИжГТУ.

 

Обучение по программам магистратуры проходит уже по профессиональной, углубленной специализации. Выпускникам этого уровня будут доступны так называемые элитные должности в науке, аналитических центрах, в управлении и т.д. Обучение в магистратуре предусматривает продолжительность на дневном отделении - 2 года, на заочном - 2,5-3 года — вечернее или заочное отделение срок обучения зависит от учёбного плана ВУЗа.

Магистр - высшая академическая степень и квалификация, приобретаемая студентом после окончания магистратуры (освоения специальной программы обучения). Программы обучения магистров формируются ведущими научно-педагогическими коллективами университета по видам деятельности: научная, технологическая, конструкторская, управленческая, педагогическая, проектная.

 

Основной упор делается на синтезе практической и теоретической углубленной специализации.

Считается, что магистратура - это подготовка ученых, что верно лишь отчасти. В учебных планах магистратуры есть научная составляющая, но научную карьеру выбирает лишь небольшая часть выпускников. Магистерское образование дает не только фундаментальную подготовку, но также инструментальные, практические знания и навыки, которое высоко ценят любые современные работодатели.

В Российских вузах есть прикладные магистерские программы, рассчитанные только на тех, кто уже работает или планирует работать в бизнесе, экономике, промышленности, сфере инновационных разработок, образовании и т. д.

 

В чем состоят преимущества магистратуры?

 

 Во-первых, способные и умные студенты могут в период обучения неоднократно поменять так называемую траекторию своего обучения, согласно меняющимся требованиям рынка труда.

Во-вторых, для желающих получить второе высшее образование достаточно поступить и закончить только магистратуру.

В-третьих, обучение в магистратуре дает двухгодовую отсрочку от армии, что позволяет беспрепятственно получить высшее профессиональное образование.

В-четвертых, в российских вузах магистерские программы создаются с учетом требований Государственного образовательного стандарта и потребностей рынка труда и ориентированы на то, чтобы выпускник сразу мог приступить к работе, а не «доучивался» на предприятии. При этом предусматривается значительная практическая часть программы.

 Магистратура предполагает гораздо более узкую и конкретную направленность, чем «привычная» подготовка дипломированного специалиста или бакалавра. Магистерскими программами руководят ведущие ученые и преподаватели российских университетов. Среди этих программ много авторских, которые соответствуют запросам региона и в целом - рынка труда России.

В-пятых, с дипломом магистра гораздо легче получить престижную и высокооплачиваемую работу.

 

В-шестых, диплом магистра ценится в вузовском сообществе выше, чем диплом специалиста. Магистратура - ступень на пути к кандидатской степени. Следующий уровень образования - послевузовский. Это аспирантура.

 

Вот некоторый опыт одного из магистров:

 

Самое главное условие обучения в магистратуре как бы банально это не звучало, это желание. Желание узнать новую форму обучения, получить новые знание, писать в научных журналах статьи усовершенствовать разговорную речь иностранного языка, пройти практику в хорошем интересном месте, принять участие во всероссийской или международной конференции, ну и конечно же написать диссертационную работу.

В ходе обучения у нас было много интересных предметов и заданий. Большинство заданий носит практических характер. В ходе педагогической практики нам предоставлялся выбор, или мы её проходим в Управлении образования и нам дают задание по школам или мы преподаём у студентов первокурсников. В итоге мы решили свои практические часы разделить на то чтобы попробовать практиковаться и у себя в университете и в школах. В апреле принимали участие в научной конференции, где я выступил с тезисами своей диссертационной работы. Важно отметить, что участие в конференциях даёт возможность корректирования своей будущей работы, так как в комиссии сидят опытные преподаватели кафедр, которые высказывают пожелания по усовершенствованию диссертационной работы.

Вскоре была ещё одна практика, производственная, которую я прошёл  в министерстве физической культуры, спорта и туризма, где я проводил письменный и устный опрос сотрудников. В ходе которого я сделал предварительное исследование своей диссертационной работы в процессе, которого был определён дальнейший порядок работы на научно-исследовательской практике.

 

Основная цель научно-исследовательской работы – подготовить студента-магистранта, как к самостоятельной научно-исследовательской работе, основным результатом которой является написание и успешная защита магистерской диссертации, а также навыки проведению научных исследований в составе творческого коллектива.

 

В процессе выполнения заданий по НИР магистрант должен научиться:

• вести библиографическую работу с привлечением современных информационных технологий;

• формулировать и разрешать проблемы (вопросы), возникающие в ходе выполнения научно-исследовательской работы;

• выбирать необходимые методы исследования (модифицировать существующие, разрабатывать новые методы), исходя из задач конкретного исследования (по теме магистерской диссертации или при выполнении заданий научного руководителя в рамках (авторской) магистерской программы,);

• применять современные информационные технологии при проведении научных исследований;

• обрабатывать полученные результаты, анализировать и осмысливать их (на примере отчета по научно-исследовательской работе, тезисов докладов, научной статьи, курсовой работы, магистерской диссертации);

• оформлять результаты проделанной работы в соответствии с требованиями ГОСТ 7.32-2001 «Отчет о научно-исследовательской работе. Структура и правила оформления» (Дата введения 1.07.2002 г.) и др. нормативных документов с привлечением современных средств редактирования и печати

• получить другие навыки и умения, необходимые студенту-магистранту данного направления, обучающемуся по конкретной магистерской программе.

 

К числу специальных требований относится:

• владение современной проблематикой данной отрасли знания;

• знание истории развития конкретной научной проблемы, ее роли и места в изучаемом научном направлении;

• наличие конкретных специфических знаний по научной проблеме, изучаемой магистрантом;

• умение практически осуществлять научные исследования, экспериментальные работы в той или иной научной сфере, связанной с магистерской программой (магистерской диссертацией);

• умение работать с конкретными программными продуктами и конкретными ресурсами Интернета и т.п.

     Итак, можно заключить, что в рамках многоступенчатой системы имеется возможность быстрого реагирования на запросы государства. Выпуск специалистов различного уровня позволит снизить затраты государства на образование, в то время как в моноуровневой системе этому препятствует плановость выпуска, строго определенный срок обучения.(тем более что с 2011 количество бюджетных мест в магистратуру будет крайне ограничено). Многоступенчатая система высшего образований в большей степени, по сравнению с другими, удовлетворяет потребности общества в целом. В многоступенчатой системе образования возможна подготовка специалистов с заданными профессиональными свойствами за короткие сроки (степень бакалавра), имеющих высокий культурный общеобразовательный уровень.

Многоступенчатая система высшего образования способствует максимальному развитию индивидуальности студента. Прежде всего, это выражается в осознанном выборе собственной образовательной траектории. В рамках этой системы в большей мере, чем в других системах, проявляется самобытность учебного заведения. Учет его специфики определяет гибкость образовательного процесса в целом, подчеркивает его оригинальность. Преимущества этой системы проявляются и в плане развития индивидуальных стилей учебной деятельности студентов, и в плане серьезной их подготовки к научно-исследовательской деятельности в учебном заведении. Согласно Государственному образовательному стандарту высшего профессионального образования научно-исследовательская работа студентов выделена в отдельный блок в рамках специализированной подготовки.

Таким образом, многоуровневая система высшего образования представляет собой совокупность преемственных образовательно-профессиональных программ базового уровня и специализированной подготовки. Все рассмотренные ранее концептуальные идеи и основные положения многоуровневой системы высшего образования нашли отражения в предъявляемых к ней требованиях:

1. Мобильность и учет индивидуальных особенностей каждого студента. Это требование разрешает противоречие между потребностями личности и ограниченностью средств, которыми располагает общество в их реализации;

2. Открытость системы характеризует защищенность личности в условиях резко изменившейся конъюнктуры;

3. Руководство принципом фундаментальности образования ориентирует строить обучение, создавая выпускникам условия и возможность адаптироваться к будущей деятельности в течение короткого времени. Это диктует необходимость давать универсальные знания, которые помогают приспособиться к изменившимся условиям;

4. Предоставление возможности междисциплинарного многопрофильного обучения;

5. Использование новых технологий обучения, которые являются стержнем содержательной стороны системы. В связи с этим приобретает значение активное обучение студентов в высшей школе. Становится актуальным создание ситуаций совместного учебно-научного творчества, обучение на материале личных теоретических исследований, равноправного партнерства в поисках истины между преподавателем и студентом. Заметим, реализация в процессе обучения указанных выше идей способствует формированию у студентов исследовательских умений, познавательной самостоятельности, творческих способностей, то есть арсенала качеств, необходимых для развития индивидуальных стилей их учебной деятельности.

Концептуальная основа магистерской подготовки базируется на представлении о непрерывности и преемственности стадий образовательного процесса и образовательно-профессиональных программ. Развитие магистратуры, как и всей многоуровневой системы высшего образования, ориентировано на повышение качества образования через обновление его содержания, форм и методов организации. Магистратуре в системе высшего образования наряду с общими чертами, присущи и специфические, определяющие ее целевое назначение, содержательную наполненность, способы функционирования и организацию.

Цели магистратуры отражены в Государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования в качестве требований к уровню подготовки лиц успешно завершивших обучение по основной профессионально-образовательной программе. Согласно Госстандарту целевое назначение магистратуры заключается в подготовке специалистов, легко адаптирующихся как в теоретической, так и в практической деятельности. В дополнение к этому можно указать и несколько иной аспект целевого назначения подготовки, который заключается в способности специалиста рационально и эффективно использовать свой научный потенциал. Другими словами, целевое назначение магистратуры как образовательного института заключается в создании условий и предоставлении возможностей для становления и развития личности студента-исследователя, обладающего индивидуальным стилем учебной деятельности.

Исходя из концептуальной основы и цели магистратуры, ее приоритетные задачи мы видим в создании условий для формирования и развития у студентов индивидуальных стилей учебной деятельности; знаний и научного мышления; личностных творческих качеств; профессиональных качеств научных и педагогических работников; способностей к самостоятельным теоретическим и практическим суждениям и выводам; опыта приложения приобретенных знаний и умений при работе в коллективе.

 

Контакты:

По вопросам поступления в магистратуру   по направлению «Физическая культура» можно обратиться по телефону 8 (3412) 59-61-48, sportm@istu.ru  кафедра спортивного менеджмента – Новокрещенов Владимир Васильевич.


Дата создания материала: 09.09.2010 14:48
Конкурс «Вуз здорового образа жизни» Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере. Удмуртская Республика Управление аппарата ГАК по ПФО
© 2004-2012 ФГБОУ ВПО «ИжГТУ имени М.Т. Калашникова».
При использовании материалов сайта ссылка обязательна.
Поддержка сайта:
E-mail:
Сектор Технологий Интернет
info@istu.ru
Сделано на iPHPortal © ГНИИ ИТТ "Информика".