1. Общая характеристика кафедры
Кафедра «Технология, организация и экономика строительства» - выпускающая кафедра по специальностям «Промышленное и гражданское строительство» (специализация «Технология, организация и экономика строительного производства») и «Экспертиза и управление недвижимостью».
На кафедре развивается двухуровневая система образования с 2006 г.: бакалавриат и магистратура. Обучение в магистратуре идет по программе «Теория и практика организационно - технологических и экономических решений». Имеется аспирантура по специальности:
08.00.05 «Экономика и управление народным хозяйством», специализации: «Управление инновациями и инвестиционной деятельностью», «Предпринимательство».
Руководителем магистратуры и аспирантуры является д.э.н., профессор, зав. кафедрой Тарануха Наталья Леонидовна.
2. Качество подготовки абитуриентов
Конкурс при поступлении в течение нескольких лет остается одним из самых высоких – 6-7 человек на место. Подбор наиболее подготовленных абитуриентов и студентов осуществляется через подготовительные курсы Института образовательных коммуникаций Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «ИжГТУ».
3. Качество подготовки студентов
Разработанная и используемая в учебном процессе профессионально-образовательная программа полностью соответствует требованиям Государственного образовательного стандарта в части федеральной, а также национально-региональной компоненты, с учетом содержания и объема часов предусмотренных ГОС. Учебные планы по блокам дисциплин (гуманитарных и социально-экономических; общих математических и естественнонаучных; общих профессиональных; специальных) полностью соответствует перечню и объему каждого блока, практической подготовке и учебной нагрузке требованиям ГОС. Учебные рабочие программы дисциплин постоянно обновляются и приводятся в соответствие с требованиями к содержанию подготовки выпускников, определенным ГОС.
Ежегодно студенты участвуют во всероссийской олимпиаде по специальности «Промышленное и гражданское строительство» и занимают призовые места.
4. Качество подготовки выпускников
Освоение профессионально-образовательной программы завершается обязательной итоговой аттестацией выпускников, целью которой является установление соответствия содержания, уровня и качества подготовки выпускников к требованиям ГОС. Особую роль в комплексной системе контроля и управления качеством подготовки играет Государственный экзамен по специальности. Государственная аттестация выпускников проводится по двум видам испытаний: государственный междисциплинарный экзамен и выпускная квалификационная работа – дипломный проект. Средний балл по итогам защиты дипломных проектов за последние 5 лет – 4,2.
Результаты защиты дипломных проектов
Годы/форма обучения |
2003 |
2004 |
2005 |
2006 |
2007 |
дневная |
4,45 |
4,5 |
4,54 |
4,3 |
4,29 |
заочная |
- |
4,2 |
4,31 |
4,1 |
4,15 |
Анализ результатов итоговых квалификационных экзаменов и результатов защит дипломных проектов и работ показывает, что качество подготовки выпускников полностью соответствует требованиям, предъявляемым к специалистам ГОС.
Дипломные проекты и работы, выполненные под руководством опытных преподавателей кафедры, отмечены дипломами и грамотами всероссийского конкурса по специальности «ПГС», выставке-сессии инновационных проектов студентов и молодых ученых ИжГТУ, открытого конкурса на лучшую научную работу студентов в вузах РФ.
5. Качество подготовки аспирантов
Научный интерес коллектива кафедры достаточно широк и касается различных областей строительной индустрии. В этой связи необходимо отметить, что на кафедре открыта и функционирует аспирантура. Успешно защищены докторские и кандидатские диссертации в Санкт-Петербургском архитектурно-строительном университете Тарануха Н.Л., Грахов В.П., Папунидзе П.Н., Кощеев В.А.
6. Востребованность выпускников
В настоящее время система высшего образования существенно изменилась. В современных условиях необходимо учитывать потребность в услугах образования и перестраивать в соответствии с ними структуру подготовки специалистов. Привлекательность обучения на ИС-факультете для молодежи определяется многими факторами: престижностью получаемой профессии, размером будущей зарплаты, качеством обучения. Немаловажную роль среди них играет возможность будущего трудоустройства, что определяется степенью востребованности выпускников кафедры.
Выпускники кафедры являются высококвалифицированными специалистами, знающими современные прогрессивные технологии возведения зданий и сооружений различного назначения из наиболее эффективных материалов и конструкций, умеющих наиболее рационально организовать и спланировать во времени и с точки зрения экономической целесообразности все технологические процессы строительства объектов.
За время своего существования кафедра «ТО и ЭС» подготовила более 3000 инженеров для строительной отрасли.
Кафедрой «ТО и ЭС» установлены и поддерживаются тесные связи с ведущими строительными вузами страны (МГСУ, СПбГАСУ, КазГАСУ) с Министерством строительства, архитектуры и жилищной политикиУР, Администрацией г. Ижевска, ФГУП УССТ №8 и №6 при Спецстрое России, ЗАО «Удмуртгражданпроект», ОАО МУ-23 «Спецстальконструкция» и др.
7. Качество профессорско-преподавательского состава
Качество преподавания из года в год повышается, о чем свидетельствуют результаты государственного экзамена, а также итоги защиты дипломных проектов. При этом увеличивается количество реальных проектов, разрабатываемых по заданиям конкретных заказчиков. Неоднократно дипломные проекты, разработанные на кафедре, представлялись на региональные и всероссийские конкурсы по специальности, где они занимали призовые места.
Из 11 преподавателей кафедры – 2 доктора экономических наук, профессора, 4 кандидата наук, доцента, в том числе 3 члена отраслевых академий (Тарануха Н.Л.,
Грахов В.П., Кощеев В.А.), 2 заслуженных работника народного образования УР,
1 заслуженный строительРФ.
8. Содержание образования
Кафедра занимается подготовкой специалистов с высшим образованием по сокращенной программе на базе среднего специального, а также высшего технического образования, для получения второго высшего.
Дисциплины, преподаваемые сегодня на кафедре, условно разбиты на пять основных блоков: «организация, управление и планирование в строительстве» (д. э. н., профессор Н. Л. Тарануха); «маркетинг и менеджмент в строительстве » (к. п. н., доцент Ю. Г. Кислякова); «технология строительного производства» (под руководством ст. преподавателя В.Н. Баринова); «экономика в строительстве» (ст. преподаватель Л. а. Лукьяненко); «Компьютерные технологии в строительстве» (ст. преподаватель Чернов Г.М.).
9. Информационно-методическое обеспечение
Внедрение современных методик обучения по профессиональной образовательной программе обеспечивается следующим образом:
Ї аудиовизуальными техническими средствами;
Ї использованием современного программного обеспечения;
Ї существующим парком вычислительной техники.
Для более качественного процесса подготовки специалистов на кафедре «ТО и ЭС» применяется в учебном процессе на лабораторных и практических занятиях видеотехника для показа видеофильмов студентам с новейшими технологиями, используемыми в строительстве, а также по применению современных отечественных и зарубежных строительных материалов и конструкций.
|
|
|
|
Кафедра |
Наличие программных продуктов |
|
|
Название программы |
При обучении каких дисциплин используется программа |
|
Кафедра ТОиЭС |
MS Office |
Информатика, АОЭИ |
|
|
Стройтехнолог |
ТСП, ТВЗиС |
|
|
AutoCAD |
Маш. графика, КПД |
|
|
ArchiCAD |
Маш. графика, КПД |
|
|
Primavera |
ОУПС |
|
|
БАРС + |
Экономика отрасли |
|
|
Гранд-смета |
Экономика отрасли |
|
10. Используемые образовательные технологии и средства
Средства активизации познавательной деятельности студентов - проведение деловых игр, чтение лекций с включением проблемных вопросов, использование видеофильмов при проведении лекций, компьютеризация учебного процесса, экскурсии.
Научные исследования, проводимые на кафедре «ТОиЭС»
В настоящее время преподаватели кафедры продолжают активные научные исследования.
Научной областью исследований д. э. н., профессора Н. Л. Тарануха является решение научных проблем в области организации, управления и экономики строительства. Ею предложена методология управления инвестиционно-строительным комплексом, которая развивает общие положения теории анализа, углубляет содержание методических подходов к построению и функционированию организационно-экономического механизма управления предпринимательской деятельностью.
Разработанные методы и практические рекомендации по управлению деятельностью проектно – производственных предприятий в рыночных условиях направлены на качественное использование производственно – экономического потенциала и имеющихся инвестиционных возможностей региона.
Научным направлением д. э. н., профессора В. П. Грахова является совершенствование форм и механизмов интегративного управления, реализуемого бизнес-субъектами инвестиционно-строительной сферы, определение вопросов расширения функциональных составляющих управленческой деятельности за счет внедрения функций мониторинга, изменения организационного статуса служб маркетинга в строительных организациях. В.П. Граховым предложена методология маркетинг-менеджмента, как новой управленческой концепции, адаптированной к условиям развивающегося рынка.
Научной областью исследования к. э. н., доцента В.А. Кощеева является логистика конкурсных процедур. Им изучается система управления государственным заказом в регионе, выполняющая ряд важнейших функций и способствующая активному взаимодействию между государственными структурами региона и бизнеса. Рассмотрения принципов проведения подрядных торгов (конкурсов) позволяет разработать концепцию системного учета «государственного строительного заказа» в системе управления регионов.
12. Ресурсное обеспечение факультета
На кафедре создан мощный дисплейный класс, оснащенный современными компьютерами, в котором ведутся практические занятия по информатике, машинной графике, компьютерным технологиям в строительстве. Расчетные программы и информационные базы позволяют выполнять дипломные проекты на высоком уровне.
Количество компьютеров |
Подключение к сети |
Количество
компьютерных классов |
Всего |
Из них с процессором Pentium-II и выше |
Из них доступных студентам |
Приобретено за последний год |
Количество локальных сетей в подразделении |
Наличие подключения к общеуниверситетской сети (да, нет) |
Количество Internet-серверов |
Количество компьютеров, с которых имеется доступ к сети Интернет |
Всего |
Оборудованных мультимедиа проекторами |
Количество ПK |
Типы решаемых задач |
12 |
12 |
10 |
2 |
1 |
да |
нет |
3 |
1 |
1 |
12 |
учебное |
На кафедре работает локальная сеть.
13. Воспитательная деятельность
На кафедре много времени уделяется организации свободного времени и досуга студентов. Они принимают активное участие в различных межвузовских культурных, спортивных и иных мероприятиях, что положительно сказывается и на академической успеваемости, и на организации внеучебного времени студентов, расширяет их кругозор, воспитывает чувство прекрасного.
С 2004 года на кафедре ведется кураторская работа с первокурсниками. В частности изучаются личностные особенности первокурсников, выявляются трудности адаптационного периода, проводится индивидуальное консультирование со студентами.
14. Международная деятельность
Учеными кафедры установлены и поддерживаются тесные связи с научно-исследовательскими организациями и ведущими вузами нашей страны, а также стран ближнего и дальнего зарубежья.
Таким образом, коллектив кафедры ТОиЭС ведет активную научно-педагогическую деятельность, обучая на современном уровне специалистов-строителей, которые так необходимы нашему народному хозяйству.
По договорам сотрудничества с Университетом г. Печ (Венгрия), Технологическим университетом г. Брно (Чехия) ежегодно направляются на стажировку лучшие студенты, обучающиеся по направлению кафедры.
2005 г. – г. Печ (Кудрявцев В.В., Матюшин А.В.)
2006 г. – г. Печ (Сачкова С.И.)
2007 г. – г. Печ (Богатырева Е.М., Нефедов А.В.)
2008 г. - г. Печ (Кудрявцев А.В.)
С февраля по апрель 2008 г. был направлен на обучение (стажировку) Текунов Н. в Технологический университет г. Брно.
15. Управление качеством образования на факультете
В управлении процессом подготовки в вузе большое внимание уделяется определению уровня «остаточных знаний» специалистов. С этой целью проводится Интернет-тестирование в компьютерных классах по различным предметам из цикла общих гуманитарных и социально-экономических, математических и естественнонаучных и общепрофессиональных дисциплин.