Юбилейная страница
 English version


Вход

О вузе
Абитуриенту
Факультеты
Наука
Система качества
Подразделения
Ресурсы и сайты
Архив новостей
RSS  Форум
Текущий раздел : / Подразделения / Факультет повышения квалификации преподавателей /


Информация о курсах повышения квалификации ППС ИжГТУ, а также всех желающих, проводимых Центрами коллективного пользования (ЦКП )ИжГТУ с привлечением оборудования и специалистов ЦКП


Название ЦКП

Название программы

повышения квалификации

Объем часов

Примечание

«Реинжиниринг объектов промышленного дизайна»        

Современное измерительное оборудование

72

 

«Технологическая подготовка станков с ЧПУ»

Программное управление оборудованием

72

 

«Безопасность в техносфере»

Обучение охране труда работников организаций

( группы смешанного состава)

40

 

«Инженерные системы и экология»

Приборное обеспечение энергообследований

72

 

 

 

 

 

«Лаборатория товарной и маркетинговой экспертизы»

 

Подготовка по профессии «менеджер в сфере снабжения и сбыта»

 

 

 

Срок обучения: 6 месяцев (360 часов)

для работников служб снабжения и сбыта предприятий

Переподготовка по профессии «коммерция»                   

для работников торговых коммерческих предприятий

Переподготовка по профессии «маркетолог»

 для работников маркетинговых служб предприятий

 

 

«Центр инфокоммуникаций»

Основы информационных технологий: аппаратное и программное обеспечение ПК

 

 

72 часа и более

 

CCNA Discovery

CCNA Exploration

 

 

«Информационные технологии и высокопроизводительные вычисления»

«Основы работы преподавателя  технического вуза

 со свободным программным обеспечением»

72 часа

 

«Создание сайтов, электронных учебников, презентаций и дистанционных учебных курсов»

72 часа

 

«Центр фундаментальных исследований (письменное наследие)»

Разговорный китайский язык

90 часов

 

 

 

 

Ниже приведены учебно-тематические планы названных в таблице курсов

 

 

                         Утверждаю:

                    Ректор ГОУ ВПО ИжГТУ

___________  Б.А. Якимович

 

 

 

 

Учебный план

повышения квалификации

Приборное обеспечение энергообследований

 

Цель: повышение квалификации

Объем учебной нагрузки: 72 часа

Форма обучения: очная

Продолжительность обучения: 2 недели

 

№ п/п

Наименование дисциплины

Всего часов

В том числе

Форма контроля

Лекции

Практич. занятия

1.      

Политика энергосбережения в Российской Федерации. Нормативная база энергопотребления

4

4

 

тест

2.      

Энергетические обследования

40

28

12

тест

3.      

Контроль и учет топливно-энергетических ресурсов

4

4

 

тест

4.      

Технические средства проведения энергетических обследований

20

10

10

тест

5.      

Зачет (аттестация)

4

4

 

реферат

            Итого

72

50

22

 

 

 

 

Начальник управления образования                                              М. С. Кадацкая

 

 

 

 

Декан ТТ факультета                                                                        В. Н. Диденко

 

 

 

 

 

 

Рабочий учебный план повышения квалификации

                (для работников отдела снабжения и сбыта промышленных предприятий)

Профессия: менеджер в сфере                                 Срок обучения: 6 месяцев

снабжения и сбыта                                                   Форма обучения  очная

п/п

 

Название дисциплин

Часы и преподаватели

Форма контроля

 

Фамилия

преподава-

теля

Всего

часов

в т.ч.

лекц

 

 

прак

зачет

экзамен

 

1.

Блок

социально-экономических дисциплин

 

 

 

 

 

 

 

1.1

Управление коллективом

Маратканова

 16

   8

  8

+

 

 

1.2

Поведение потребителя

Львова Т.Н.

 18

  10

  8

+

 

 

2.

Блок общепрофессиональных дисциплин

 

 

 

 

 

 

 

2.1

Экономика предприятия

Иванова И.Б.

  24

  16

  8

 

+

 

2.2

Бухгалтерский учет и налогообложение

Зыкова А.И.

 

  18

  10

  8

+

 

 

2.3

Основы менеджмента

Маратканова

  16

  10

  6

 

+

 

2.4

Основы маркетинга

СоколоваН.Г.

  24

  12

  12

+

 

 

2.5

Основы коммерческого права

Трибушный

      И.Ю.

  18

   12

   6

 

+

 

2.6

Компьютерные технологии в коммерческой деятельности

Шмелев О.В.

  32

   12

  20

+

 

 

2.7

Оценка эффективности коммерческих мероприятий

Васильева Л.Ю

  16

   12

   4

+

 

 

3.

Блок

профессиональных дисциплин

 

 

 

 

 

 

 

3.1

Основы  коммерческой деятельности

Лейхтер С.В.

   24

   12

  12

 

+

 

3.2

Товароведение отдельных групп продовольственных, непродовольственных и промышленных товаров

Емелина Т.Г.

Лейхтер С.В

Мосалов К.Н.

   32

   24

    8

+

+

 

3.3

Организация рекламной деятельности

Беркутова Т.А.

   18             

   10

    8

+

 

 

3.4

Ценообразование

Иванова И.Б.

   16

    10

    6

 

+

 

3.5

Управление запасами

Мосалов К.Н

   24

    14

   10

 

+

 

3.6

Организация коммерческой деятельности на промышленных рынках

Емелина Т.Г.

   22

    12

   10

+

 

 

3.7

Основы логистики

Маратканова

   18

   10

     8

+

 

 

 

Производственное обучение (практика)

 

   10

 

+

 

 

Консультации

 

   10

 

 

 

 

Квалификационный экзамен

 

     4

 

 

+

 

ИТОГО:

 

  360

 

 

 

 

Зав. кафедрой ЭТиУКД                                                   Г.Е.Калинкина

 

 

 

 

 

 

Рабочий учебный план повышения квалификации

                               (для работников торговых коммерческих предприятий)

Профессия: коммерция                                            Срок обучения: 6 месяцев

                                                                                   Форма обучения  очная

п/п

 

Название дисциплин

Часы и преподаватели

Форма контроля

 

Фамилия

преподава-

теля

Всего

часов

в т.ч.

лекц

 

 

прак

зачет

экзамен

 

1.

Блок

социально-экономических дисциплин

 

 

 

 

 

 

 

1.1

Управление коллективом

Маратканова

 16

   8

  8

+

 

 

1.2

Поведение потребителя

Львова Т.Н.

 18

  10

  8

+

 

 

2.

Блок общепрофессиональных дисциплин

 

 

 

 

 

 

 

2.1

Экономика предприятия

Иванова И.Б.

  24

  16

  8

 

+

 

2.2

Основы бухгалтерского учета и налогообложение

Зыкова А.И.

 

  18

  10

  8

+

 

 

2.3

Бизнес- планирование

ВасильеваЛЮ

  24

  12

 12

 

+

 

2.4

Основы маркетинга и маркетинговых исследований

Калинкина ГЕ

  22

  10

 10

+

 

 

2.5

Основы коммерческого права

Трибушный     И.Ю

  12

    8

   4

 

+

 

2.6

Компьютерные технологии в коммерческой деятельности

Шмелев О.В.

  32

   12

  20

+

 

 

2.7

Оценка эффективности коммерческих мероприятий

ВасильеваЛЮ

  16

   12

   4

+

 

 

3.

Блок

профессиональных дисциплин

 

 

 

 

 

 

 

3.1

Современные организационные структуры в торговле

Львова Т.Н.

   24

 

 

 

+

 

3.2

Товароведение некоторых групп прод., непрод. и промышленных товаров

Емелина Т.Г.

Лейхтер С.В.

Мосалов К.Н.

   32

 

 

+

+

 

3.3

Организация рекламной деятельности

БеркутоваТ.А.

   18             

 

 

+

 

 

3.4

Ценообразование

Иванова И.Б.

   16

 

 

 

+

 

3.5

Мерчендайзинг

Львова Т.Н.

   16

 

 

 

+

 

3.6

Категорийный менеджмент

Львова Т.Н.

   22

 

 

+

 

 

3.7

Логистика и логистический менеджмент

Маратканова

   24

 

 

+

 

 

 

Производственное обучение (практика)

 

   10

 

+

 

 

Консультации

 

   10

 

 

 

 

Квалификационный экзамен

 

     4

 

 

+

 

ИТОГО:

 

  360

 

 

 

 

Зав. кафедрой ЭТиУКД                                                   Г.Е.Калинкина

 

 

 

 

Рабочий учебный план повышения квалификации

                               (для работников маркетинговых служб предприятий)

Профессия: маркетолог                                            Срок обучения: 6 месяцев

                                                                                   Форма обучения  очная

п/п

 

Название дисциплин

Часы и преподаватели

Форма контроля

 

Фамилия

преподава-

теля

Всего

часов

в т.ч.

лекц

 

 

прак

зачет

экзамен

 

1.

Блок

социально-экономических дисциплин

 

 

 

 

 

 

 

1.1

Поведение потребителя

Львова Т.Н.

 18

  10

  8

+

 

 

2.

Блок общепрофессиональных дисциплин

 

 

 

 

 

 

 

2.1

Современные направления развития маркетинга и его инновационные технологии

КалинкинаГ.Е.

  24

  16

  8

 

+

 

2.2

Математические методы анализа информации

МараткановаО.Е

  24

  12

  12

+

 

 

2.3

Бизнес- планирование

Иванова И.Б.

  24

  12

 12

 

+

 

2.4

Проектирование и анализ результатов маркетинговых исследований

Калинкина ГЕ

  22

  10

 10

+

 

 

2.5

Маркетинг в стратегическом планировании

Калинкина ГЕ

  22

    14

   8

 

+

 

2.6

Компьютерные технологии в маркетинговой деятельности

Попова О.В.

  32

   12

  20

+

 

 

2.7

Оценка эффективности маркетинговых мероприятий

Беркутова Т.А

  16

   12

   4

+

 

 

3.

Блок

профессиональных дисциплин

 

 

 

 

 

 

 

3.1

Современные организационные структуры в маркетинге

БеркутоваТ.А

   24

 

 

 

+

 

3.2

Особенности маркетинга в различных отраслях и сферах

Соколова Н.Г.

   32

 

 

+

+

 

3.3

Коммуникации как инструмент маркетинга

БеркутоваТ.А.

   18             

 

 

+

 

 

3.4

Ценообразование

Иванова И.Б.

   16

 

 

 

+

 

3.5

Сбытовые структуры и их развитие

Львова Т.Н.

   22

 

 

 

+

 

3.6

Формирование брэнда

КалинкинаГЕ

   16

 

 

+

 

 

3.7

Маркетинг и логистика

Маратканова

   24

 

 

+

 

 

 

Производственное обучение (практика)

 

   10

 

+

 

 

Консультации

 

   10

 

 

 

 

Квалификационный экзамен

 

     4

 

 

+

 

ИТОГО:

 

  360

 

 

 

 

Зав. кафедрой ЭТиУКД                                                   Г.Е.Калинкина

 

 

 

 

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Ижевский государственный технический университет»

Факультет повышения квалификации преподавателей

 

 

 

Утверждаю

Ректор ИжГТУ

 

______________Б.А.Якимович

«_____»_____________2010г.

 

 

Цель программы: формирование профессиональных компетенций в области программного управления оборудованием

 Категория слушателей: преподаватели начального и среднепрофессионального образования

Срок обучения: 4 месяца

Режим занятий: два раза в неделю по 2 часа

 

 

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ПРОГРАММЫ

курсов повышения квалификации

 «Программное управление оборудованием»

 

№ п/п

Наименование тем и их содержание

Количество аудиторных часов

всего

в том числе

лабора-торные занятия

практи-ческие занятия

1

Основы числового программного управления.

 

Автоматическое управление.

 

Особенности устройства и конструкции станка с

 

ЧПУ.

 

Классификация систем ЧПУ.

 

Функциональные составляющие ЧПУ и их

 

функции

 

4

 

 

2

Основы металлообработки.

 

Формообразование поверхности при лезвийной

 

обработке.

 

Классификация станков.

 

Процесс резания при различных видах лезвийной

 

обработки.

 

Современные

 

 режущий и вспомогательный инструменты для

 

станков токарной и фрезерной групп.

 

 

6

 

 

3

Этапы подготовки управляющей программы

 

(УП).

 

Прямоугольная система координат.

 

Расчёт координат опорных точек контура детали.

 

Написание программы.

 

Создание УП на компьютере.

 

Передача программы на станок с ЧПУ.

 

Проверка программы на станке.

 

Техника безопасности при эксплуатации станков

 

 с ЧПУ.

 

2

0,5

0,5

4

Система координат станка.

 

Нулевая точка станка, направление

 перемещений.

 

Нулевая точка программы и рабочая система

 

 координат.

 

Системы координат детали и инструмента, связь

 

 систем координат.

 

Абсолютные и относительные координаты.

 

Карта наладки, комментарии в УП

 

3

 

 

5

 

Траектория обработки и интерполяция.

 

Разработка расчётно-технологической карты при

 

ручном программировании.

 

Расчёт эквидистантной траектории движения

 

инструмента.

 

3

 

1

6

 

Структура УП и её формат.

 

Код ISO-7bit (G и M коды).

 

Виды программоносителей.

 

Структура программоносителя, программы, кадра.

 

Слово данных, адрес, число.

 

Модальные и немодальные коды.

 

Формат и форматирование

 

УП, строка безопасности.

 

2

 

 

7

Основные подготовительные функции (G коды).

 

Введение.

 

Ускоренное перемещение, линейная

 

интерполяция, круговая интерполяция.

 

2

 

1

8

Автоматическая коррекция длины и радиуса

 

инструмента.

 

Основные принипы.

 

Использование коррекции длины и коррекции

 

 радиуса инструмента.

 

Активация коррекции, подвод и отвод

 

 инструмента.

 

3

 

2

9

Основные вспомогательные функции (M коды).

 

Введение.

 

Останов выполнения УП, управление вращением

 

 шпинделя, управление подачей СОЖ,

 

 автоматическая смена инструмента, завершение

 

 программы.

 

0,5

 

 

10

 

Задание функции подачи, инструмента, скорости

 

 главного движения.

 

0,5

 

 

11

 

Программирование обработки на фрезерных

 

 станках.

 

6,5

 

6,5

12

 

Программирование обработки на токарных

 

 

 станках.

 

6,5

 

6,5

13

Постоянные циклы станка с ЧПУ.

 

Введение.

 

Стандартные циклы.

 

 

Относительные координаты в постоянном цикле.

 

3

 

 

14

 

Основы эффективного программирования.

 

Использование подпрограмм.

 

Параметрическое программирование.

 

2

 

 

15

 

Использование CAD/CAM систем для

 

 программирования станков с ЧПУ на примере

 

 системы ADEM-VX.CAD и CAM системы.

 

Работа в CAD/CAM системе.

 

Верификация программы.

 

Постпроцессирование.

 

Высокоскоростная обработка.

 

10

8

 

16

Размерная настройка станка с ЧПУ.

 

Органы управления.

 

Основные режимы работы.

 

Установление рабочей системы координат:

 

- нахождение нулевой точки детали по оси Z;

 

- нахождение нулевой точки детали по осям X и

 

 Y;

- нахождение нулевой точки детали в центре

 

 окружности.

 

Измерение инструмента и детали.

 

18

16

 

Итого

72

24,5

17,5

 

 

Авторы и составители программы:

 

Доцент                                                                                             Ю.В.Пузанов

 

Ст.преподаватель                                                                           А.Г.Бажин

 

 

СОГЛАСОВАНО:

 

Декан ФПКП                                                                                   Ю.Н.Семин

 

 

 

 

Министерство образования и науки РФ

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Ижевский государственный технический университет»

Центр коллективного пользования

«Реинжиниринг объектов промышленного дизайна»

 

 

                УТВЕРЖДАЮ

            Ректор ИжГТУ

 

       ________________      Б.А. Якимович

 

«           »____________  2010 г.

 

 

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ПРОГРАММЫ

курсов повышения квалификации преподавателей ИжГТУ

«Современного измерительное оборудование»

 

Цель программы: обучить слушателей работе с  координатно-измерительной машиной CimCore и ее программным обеспечением.

Категория слушателей: профессорско-преподавательский состав университета

Задачи обучения:

  • получить навык работы с  координатно-измерительным манипулятором CimCor;
  • освоить методику контроля геометрических элементов деталей с использованием программы PowerINSPECT;
  • ознакомиться с системой лазерного 3D сканирования
  • овладеть методикой обработки полученных данных с помощью системы преобразования данных CopyCAD;
  • освоить программу Delcam PowerSHAPE. проектирования изделий сложных форм.

Срок обучения: 4 месяца

Режим занятий: два раза в неделю по 2 часа

 

 

№ п/п

Наименование темы

Кол-во часов

Лекции

Практические занятия

1

2

3

4

5

1

Введение.

Применение современного измерительного оборудования. Портативные координатно-измерительные машины CimCore, область их применения.

 

 

4

 

 

4

 

2

Принципы работы с "руки" CimCore.

6

2

4

3

Программа Power INSPECT. Контроль геометрических элементов деталей с помощью программы Power INSPECT

 

8

 

2

 

6

4

Технология «оцифровки» физических прототипов с последующим применением полученных результатов для разработки дизайна, проектирования, изготовления, контроля точности изделий.

Принципы работы с системой лазерного 3D сканирования.

10

4

6

5

Программа CopyCAD преобразования данных, полученных с координатно-измерительных машин, лазерных сканеров, копировальных станков и других систем оцифровки, в компьютерные модели для дальнейшей работы с ними в CAD/CAM-системах.

Обработка полученных данных с помощью системы преобразования данных CopyCAD

14

6

8

6

Программа проектирования изделий сложных форм Delcam PowerSHAPE.

Гибридные моделировщики  для проектирования изделий сложных форм. Инструменты каркасного, поверхностного и твердотельного моделирования.

Глобальное моделирование (Total Modelling). Средства фасетного моделирования и обратного инжиниринга.

PowerSHAPE Pro - инструменты фотореалистики, морфинга и наложения фасетных моделей.         

Генерация чертежей по 3D моделям

Поддержка различных чертежных стандартов: ГОСТ, BSI, ANSI, DIN, BDC, JIS с возможностью настройки стандарта.

Ассоциативное моделирование, основанное на Активных размерах  Ассоциативное моделирование, основанное на Активных размерах Delcam Render.

Контроль геометрических элементов деталей, допусков формы и расположения поверхностей, линейных и угловых размеров с помощью PowerINSPECT

Определение отклонения точек на поверхности детали по математической CAD-модели. Проведение полного контроля поверхности изделия.

20

8

12

 

Зачетное занятие. Защита индивидуального задания

10

 

10

 

Итого

72

26

46

 

 

Составитель программы                                             Н.О. Руденко

 

                          Согласовано:

 Начальник Управления образования                                        М.С. Кадацкая

           

 Декан ФПКП                                                                                Ю.Н. Семин

 

 

 

 

 

 

 

 

Министерство образования и науки РФ

Государственное образовательное учреждение

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ИЖЕВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

УТВЕРЖДАЮ

Ректор ИжГТУ

_______________Б.А.Якимович

____________________20___ г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

                                           «Разговорный китайский язык»

 1.1 Цель - практическое овладение иностранным языком, позволяющее пользоваться им в той или иной области профессиональной деятельности, в научной и информационной деятельности, в непосредственном общении с зарубежными партнерами, для самообразования.

1.2. Задача - обеспечить языковую и коммуникативную компетентность, достаточную для дальнейшей учебной деятельности, для последующего изучения зарубежного опыта в определенной (профилирующей) области науки и техники, а также для осуществления деловых контактов на элементарном уровне.

Методические рекомендации

В рамках данной программы предполагается решение определенных задач во всех видах речевой деятельности (РД) и формирование у студентов умений в каждом виде РД.

Фонетика

-       совершенствование навыков аудирования, приобретенных в средней школе;

-       совершенствование навыков чтения про себя;

-       развитие навыка обращенного чтения (вслух).

Чтение

Цель: уметь понимать информацию при чтении учебной, справочной, адаптированной научно-популярной/ культурологической литературы в соответствии с конкретной целью (ознакомительное чтение, изучающее, просмотровое, поисковое).

-   определять тему/подтемы текста в опоре на заголовок/аннотацию/названия разделов;

-       выделять главную мысль;

-       понимать общее содержание/основную информацию текста;

-       выявлять реестр рассматриваемых в тексте вопросов;

-       отделять главную информацию/основные факты от второстепенных (деталей, подробностей, примеров, вербально выраженных иллюстраций);

-       детально (точно и полно) изучать информацию текста;

-       устанавливать смысловые связи внутри абзацев/между абзацами;

-       осуществлять поиск и выявлять требующуюся/желаемую информацию;

-       устанавливать логические связи между фактами/причинно-следственными отношениями;
-догадываться о значении незнакомых элементов в тексте (слов, морфем, словосочетаний) по контексту, сходству с родным языком;

-       использовать в качестве опоры для понимания заголовки, подзаголовки, разделы (имеющие соответствующую маркировку), полиграфические знаки, иллюстрации;

-       распознавать/устанавливать структуру текста, выделять ее смысловые части (начало, основную часть, заключение, суммирующее основную информацию текста);

-       использовать комментарии,  пояснения, примечания для лучшего понимания содержания текста;

-       предвосхищать понимание содержания текста/его части по содержанию заголовка/подзаголовка/аннотации  предыдущего  фрагмента/фрагментов.                                  

Говорение: умения передавать на иностранном языке сообщения в форме монологического высказывания в рамках заданной тематики/объема и обмениваться информацией в процессе диалогического общения (в соответствии с целями, задачами и условиями речевого взаимодействия, а также в связи с содержанием прочитанного/прослушанного текста), осуществляя при этом определенные коммуникативные намерения в рамках речевого этикета.

-   понимать информацию, содержащуюся в прагматических текстах (объявления, реклама и др.).

Аудирование в ходе диалога:

-       понимать сведения, идентифицирующие личность собеседника;

-       понимать предметную фактологическую информацию, содержащуюся в аудиотексте;

-       понимать выражение благодарности, извинения, просьбы;

-       понимать выражение согласия/несогласия, необходимости,
долженствования;

-       понимать выражение одобрения/неодобрения, удовлетворенности/ недовольства и причины этого;

-       понимать мнение, точку зрения, выражение положительного/отрицательного   отношения к определенному факту, событию, явлению, действию;

-       понимать выражение желания, потребности;

-       понимать предложение помощи/вербально выраженную реакцию собеседника на аналогичное предложение;

-       понимать вербальное выражение понимания/непонимания собеседником той или иной части информации;

-       понимать просьбу собеседника говорить медленнее, повторить сказанное, уточнить значение слова, выражения, фразы, подтверждение собеседником правильности понимания вашей реплики;

-       понимать эмоционально выраженную (вербально) оценку;

-       понимать выражение приглашения, аргументацию в случае отказа от него;

-       понимать поздравления.

Аудирование в процессе диалога и при слушании монолога:

-   устанавливать логико-смысловые связи между сообщаемыми фактами, событиями, явлениями, действиями;

-       догадываться о значении незнакомых элементов сообщения
(слов, морфем, словосочетаний, выражений, конструкций);

-       полно и точно понимать факты, детали/подробности, эмоциональную окраску, оценку элементов/информации в целом.

Письмо:

-       фиксировать информацию, получаемую при чтении текста (делать записи, выписки);

-       запрашивать сведения, данные/отвечать на запрос сведений, данных;

-       выражать просьбу/отвечать на просьбу;

-       предлагать что-либо, побуждать к действию/отвечать на предложение;

-       запрашивать/выражать согласие/несогласие, отказ;

-       конспектировать тексты страноведческой,   научно-популярной и общетехнической тематики;

-       писать аннотации, рефераты;

-       писать краткий/развернутый план/тезисы устного и письменного сообщения;

-       описывать факты, явления, события, действия, процессы;

-       запрашивать/отвечать на запрос информации личного и делового характера;

-       писать личное письмо, открытку, телеграмму, соблюдая принятые в стране изучаемого языка и
адекватно статусу адресата нормы, в том числе приветствия, обращения, прощания;

-    выражать собственное/запрашивать мнение относительно фактов, событий, явлений, действий;

-       предлагать помощь/отвечать на предложение помощи;

-       приглашать/отвечать на приглашение согласием/отказом с объяснением его причины;

-       поздравлять/отвечать на поздравление;

-       выражать благодарность, извиняться/отвечать на благодарность, извинение;

 

Говорение в диалоге:

-       знакомится/представляться;

-       обращаться, приветствовать/отвечать на обращение, приветствие, прощаться.

-       начинать, поддерживать и заканчивать разговор/беседу;

-       передавать/запрашивать предметную и фактологическую информацию, обмениваться информацией;

-       благодарить/отвечать на выражение благодарности;

-       извинятся/отвечать на выражение благодарности;

-       выражать просьбу (отвечать на просьбу согласием, аргументировать несогласие/отказ);

-       выражать/выяснять согласие/несогласие собеседника;

-       выражать/выяснять у собеседника необходимость, долженствование;

-       отрицать (с аргументами) необходимость/долженствование;

-       выражать/выяснять мнение, точку зрения собеседника;

-       отрицать (с аргументами) необходимость/долженствование;
-выражать/выяснять мнение, точку зрения собеседника;

-       выражать желание, потребность, пожелание/вербально реагировать на пожелания собеседника;

-       выражать одобрение, удовлетворение/неодобрение;

-       выражать/выяснять у собеседника положительное/отрицательное

 отношение к факту, событию,

-       явлению, действию, причины такого отношения;

-       предлагать помощь/отвечать на предложение помощи;

-       сигнализировать (вербально) о понимании/непонимании;

-       просить собеседника говорить медленнее, повторить сказанное, уточнить, разъяснить значение слова, выражение, конструкции, фразы; подтвердить правильность понимания его высказывания/выяснять правильность понимания собеседником вашего высказывания;

-       выражать эмоционально оценку факта, явления, события, действия, высказывания собеседника;

-       приглашать/отвечать на приглашение согласием/аргументированным отказом

-       поздравлять/отвечать на поздравление.

Аудирование

- умения воспринимать на слух информацию при непосредственном и диктантном (слушании аудиотекстов, разговоре по телефону и др.) общении с носителями языка в рамках указанных сфер и тематики общения.

-   владение речевым этикетом повседневного, общения (знакомство, представление, установление и удержание контактов, запрос и сообщение информации, побуждение к действию, выражение просьбы, согласия/несогласия с мнением собеседника/автора, завершение беседы);

-   понимание монологического высказывания в рамках указанных сфер и ситуаций общения длительностью до 3-х минут звучания (10-12 фраз в нормальном среднем темпе речи).

Аудирование монолога:

-   понимать тему, главную мысль сообщения/аудиотекста;

- понимать основное содержание, основные сообщаемые факты;

- устанавливать последовательность, логическую связь фактов,

- передаваемых в аудиосообщении;

- понимать содержащуюся в описании/повествовании взаимосвязь      фактов/явлений, событий, действий;

- выявлять в аудиотексте причинно-следственные отношения;

- устанавливать логико-смысловую структуру (смысловые части) аудиотекста (начало, основная часть и конец);

- выражать пожелание/отвечать на пожелание;

- выражать одобрение/неодобрение, отказ/отвечать на выражение неодобрения, огорчения;

- убеждать, побуждать к действию/отвечать на предложение выполнить действие;

- давать оценку.

Перевод:

    Умения передавать на иностранном языке и корректно оформлять информацию в соответствии с целями, задачами общения и с учетом адресата (фиксация информации, полученной при чтении в форме рабочих записей, плана; написание делового письма, резюме для приема на работу, заявления, заявки; заполнение формуляров, анкет; написание личного письма и открытки и др.), осуществляя при этом определенные коммуникативные намерения (запрос сведений/данных, информирование, предложение, побуждение к действию, выражение просьбы, согласия/несогласия, отказа, извинения, благодарности и др.), умения осуществлять письменный перевод как средство закрепления языкового (лексико-грамматического) материала с иностранного языка на родной и с родного на иностранный; умения использовать перевод как средство контроля понимания аудио и графических текстов.

2. Тематический план дисциплины

 Наименование тем лабораторных занятий, их содержание и объем в часах.

Фонетика

-       артикуляция звуков                                                                               2 ч.

-       чтение транскрипции (пиньин)                                                         2 ч.

-       артикуляционные контуры                                                                       2 ч.

         Всего: 6 ч.

Чтение

1.    Приветствие и прощание                                                                   1 ч.

2.    Благодарности и извинении                                                               1ч.

3.    Вежливые выражения                                                                          1ч.

4.    Разговор по телефону                                                                           1ч.

5.    Представление себя и других официальные и неофициальные представления                                                                                        1ч.

6.    Имена и национальности                                                                     1ч.

7.    В гостинице на стойке регистрации                                                  1ч.                                                                                     

8.    В кафе                                                                                                      1ч.

               Всего:  9 ч.

Грамматика для чтения.

Структура простого предложения

1. Формальные признаки подлежащего:

а.) позиция в предложении (повествовательном, вопросительном)      2 ч.                

б)  Местоимения                                                                                                     2 ч.

2. Формальные признаки сказуемого: позиция в предложении                   2 ч.

а) повествовательном,   вопросительном;                 

б) модальные глаголы

3)  Формальные признаки второстепенных членов предложения:              2 ч.
а.)  позиция перед группой подлежащего/после

подлежащего и сказуемого;

б) предлоги в именной группе,

в) личные местоимения в косвенном падеже.

4) Строевые слова - средства связи между элементами предложения:     1ч.                                         

       Всего: .

Говорение: Темы для устного общения.

1.  Автобиография

-рассказ о себе и своей семье.                                                                        2ч.

-устройство на работу.                                                                                    2ч.

2. Путешествие в Поднебесную:

-в кафе или что и как едят китайцы.                                                              1ч.

-на экскурсии.                                                                                                  2 ч.

Всего: 7 ч.   

Грамматика для говорения:

1.Структурные типы предложения:

    Вопросительное (с вопросительным словом ma/оборотом, без вопросительного слова/оборота), повествовательное (утвердительное, отрицательное), побудительное; простое, сложносочиненное, сложноподчиненное.                                                                                         1ч.                                                     

2. Грамматические формы и конструкции, обозначающие:

1) Предмет/лицо/явление - субъект действия - существительное в единственном/ множественном числе с детерминативом ( указательное/ притяжательное местоимение, местоимение - прилагательное, существительное в притяжательном падеже, числительное).

2)Субъект действия - указательное местоимение  zhe, na  местоимения.         1ч.                                                                                                             

3) Действие/процесс/состояние: глаголы полнозначные.                            1 ч.                                                                                                 

4) Перфект                                                                                                            2 ч.

5) Побуждение к действию/ просьба - глагол в повелительной форме;                  2 ч.  

6) Объект действия - существительное в единственном/множественном числе (без предлога/с предлогом).                                                                                                                  2 ч. 

7) Существительное в притяжательном падеже.                                           2 ч.                                                      

        Всего:12 ч.

Аудирование

Тексты для аудирования

- Я и моя семья                                                                                                                   1ч.                                                                 

-   Собеседование при устройстве на работу                                                                  1 ч.

Регистрация в гостинице                                                                                                1 ч.

-       Приглашение на обед                                                                                                  1 ч.

  Всего 4 ч.

Письмо

-       Правописание иероглифов                                                                                    7 ч.

                                                                                                                                    Итого 54 часа.                                                                                                              

Примерный перечень вопросов для зачета

1.Твое резюме.

2.Опиши своего друга.

3        Расскажи о твоей семье.

     4.    Расскажи о своем доме.

     5. Гостиница.

     6.Заказ билетов.

     7. Покупки.

     8.Путешествие.

 

                                                                                                                     

В качестве домашнего задания слушателям предлагаются ситуации с последующим их обсуждением в аудитории. Примерами могут служить следующие ситуации:

Ситуация 1. «Деловая встреча».

Вы ищите партнеров и хотите поехать в Китай  для поиска новых проектов.  Прочтите предлагаемое ниже резюме и составьте по аналогии с ним свое.

Ситуация 2. «Китай. Эпоха экономического подъема».

Напишите сообщение с последующей презентацией в аудитории об экономике Поднебесной. Расскажите об одном из направлений экономики Китая.

Зачет

1.     Перевод страноведческого текста.

2.     Написание делового письма на иностранном языке (до 100 иероглифов).

3.     Реферирование текста профессиональной направленности объемом 150 иероглифов на родном языке (15-20 фраз).

4.     Изучающее чтение текста профессиональной направленности объемом 150 иероглифов:

- перевод отрывка объемом около 30 иероглифов со словарем за 30 минут.

- беседа с экзаменатором на китайском языке по содержанию текста.

          5. Неподготовленная устная речь диалогического характера в рамках   изученных тем.

 

Дополнительные средства, используемые при обучении:

Магнитофон

Компьютер

CD/DVD плеер

Список литературы

1.     Тун П.Ч. Китайский за три месяца: учеб. Пособие / П.Ч. Тун, Х.Д.Р. Бейкер; пер. с англ. В.И. Семенова, О.Н. Семеновой. – М.:Астрель: АСТ, 2007.

2.     Русско-китайский и китайско-русский словарь. – 8-е изд., стереотип. – М. : Рус. яз.-Медиа, 2007.

3.     Щичко В.Ф. Перевод с китайского языка. Начальный курс. – 2-е изд., исправленное и дополненное. М.: ИД Муравей, 2000.

 

 

Дополнительная литература

1.     Горелов В.И. Грамматика китайского языка, 2-е изд., доп. М.: Просвещение, 1982.

      2.  Задоенко Т.П., Хуан Шу-ин. Учебник китайского языка, 2-е изд.,              М.:Главная редакция восточной литературы изд-ва Наука, 1973. 

 

 

СОГЛАСОВАНО

Начальник Управления охраны труда

Министерство труда Удмуртской

Республики

________________________  А.М. Салтыков

«_____» _________________  2009 г.

УТВЕРЖДАЮ

Ректор ГОУ ВПО

Ижевский государственный

технический университет

_____________________Б.А. Якимович

«_____» ____________________ 2009 г.

 

 

  

 

УЧЕБНЫЙ ПЛАН

обучения по охране труда работников организаций

( группы смешанного состава)

 

Цель: получение слушателями необходимых знаний по охране труда для их практической деятельности в сфере охраны труда

 

 

Срок обучения: 40 часов

Режим занятий: стандартный – 5 дней по 8 часов в день

Форма обучения: с отрывом от производства

 

 

№№

п/п

Наименование разделов и тем

 

Часы

1

2

3

1

Основы охраны труда

12

1.1

Трудовая деятельность человека

1

1.2

Основные принципы обеспечения безопасности труда

1

1.3

Основные принципы обеспечения охраны труда

1

1.4

Основные положения трудового права

2

1.5

Правовые основы охраны труда

1

1.6

Государственное регулирование в сфере охраны труда

1.5

1.7

Государственные нормативные требования по охране труда

1.5

1.8

Обязанности и ответственность работников по соблюдению требований охраны труда и трудового распорядка

1

1.9

Обязанности и ответственность должностных лиц по соблюдению требований законодательства о труде и об охране труда

2

2

Основы управления охраной труда в организации

12

2.1

Обязанности работодателя по обеспечению безопасных условий и охраны труда

3

2.2

Управление внутренней мотивацией работников на безопасный труд и соблюдение требований охраны труда

2

2.3

Организация системы управления охраной труда

2

2.4

Социальное партнерство работодателя и работников в сфере охраны труда. Организация общественного контроля

0.5

2.5

Аттестация рабочих мест по условиям труда

1

2.6

Разработка инструкций по охране труда

0.5

2.7

Организация обучения по охране труда и проверки знаний требований  охраны труда работников организаций

1

2.8

Обеспечение работников средствами индивидуальной защиты

1

2.9

Основы предупреждения профессиональной заболеваемости

0.5

2.10

Документация и отчетность по охране труда

0.25

2.11

Сертификация работ по охране труда в организациях

0.25

3

Специальные вопросы обеспечения требований охраны труда и безопасности производственной деятельности

4

3.1

Основы предупреждения производственного травматизма

1

3.2

Техническое обеспечение безопасности зданий и сооружений, оборудования и инструмента, технологических процессов

0.25

3.3

Коллективные средства защиты: вентиляция, освещение, защита от шума и вибрации

0.25

3.4

Опасные производственные объекты и обеспечение промышленной безопасности

0.25

3.5

Организация безопасного производства работ с повышенной опасностью

1

3.6

Обеспечение электробезопасности

0.5

3.7

Обеспечение пожарной безопасности

0.25

3.8

Обеспечение безопасности работников в аварийных ситуациях

0.5

4

Социальная защита пострадавших на производстве

4

4.1

Общие правовые принципы возмещения причиненного вреда

1

4.2

Обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний

1

4.3

Порядок расследования и учета несчастных случаев на производстве

0.5

4.4

Порядок расследования и учета профессиональных заболеваний

0.5

4.5

Оказание первой помощи пострадавшим на производстве

1

5

Консультирование, тестирование (самоконтроль), экзамен

8

 

Итого

40

 

 


 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

обучения по охране труда работников организаций

( группы смешанного состава)

 

Рабочая программа разработана в целях реализации требований Трудового кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 24 июля 1998 г. № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве  и профессиональных заболеваний» и Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций, утвержденного постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации и Министерства образования Российской Федерации от 13 января 2003 года № 1/29.

В результате прохождения обучения по охране труда слушатели приобретают знания об основах охраны труда, основах управления охраной труда в организации, по специальным вопросам обеспечения требований охраны труда и безопасности производственной деятельности, о социальной защите пострадавших от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

По окончании курса проводится проверка знаний требований охраны труда работников организаций и слушателям выдаются удостоверения установленного образца.

 

 

Раздел 1. Основы охраны труда

 

Тема 1.1. Трудовая деятельность человека

Общие понятия о трудовой деятельности человека. Труд как источник существования общества и индивида. Разделение труда и наемный (профессиональный) труд.

Двойственный характер труда: труд как процесс преобразования материального мира (простой процесс труда) и труд как социальное отношение (трудовые отношения нанимателя и наемного работника).

Общие сведения об организме человека и его взаимодействии с окружающей средой. Понятие внутренней устойчивости (гомеостазис) и его приспособляемости к изменяющимся условиям (адаптация). Медицинское определение понятий здоровья, болезни, травмы, смерти.

Условия труда: производственная среда и организация труда. Опасные и вредные производственные факторы и их классификация. Концепция порогового воздействия вредных факторов.   Концепция беспорогового воздействия радиации. Понятия о предельно допустимой концентрации (ПДК), предельно допустимом уровне (ПДУ), предельно допустимом значении (ПДЗ), предельно допустимой дозе (ПДЗ). Тяжесть и напряженность трудового процесса. Тяжелые работы и работы с вредными и (или) опасными условиями труда. Оптимальные и допустимые условия труда.

Социально-юридический подход к определению несчастного случая на производстве, профессионального заболевания, утраты трудоспособности и утраты профессиональной трудоспособности. Утрата профессиональной трудоспособности и возможности существования как социальная опасность для человека и общества. Смерть работника как потеря возможности нормального существования его иждивенцев.

 

Тема 1.2. Основные принципы обеспечения безопасности труда

Понятие «безопасность труда».

Основная задача безопасности труда – исключение воздействия на работников вредных и (или) опасных производственных факторов; приведение уровня их воздействия  к уровням, не превышающим  установленных нормативов и минимизация их физиологических последствий – травм и заболеваний.

Понятия риска как меры опасности. Идентификация опасностей и оценка риска.

Основные принципы обеспечения безопасности труда: совершенствование технологических процессов,  модернизация оборудования, устранение или ограничение источников опасностей, ограничение зоны их распространения;  средства индивидуальной и коллективной защиты.

Система организационно-технических и санитарно-гигиенических и иных мероприятий, обеспечивающих безопасность труда; оценка их эффективности.

Взаимосвязь мероприятий по обеспечению технической, технологической, экологической и эргономической безопасности. Оценка эффективности мероприятий по обеспечению безопасности труда.

 

Тема 1.3. Основные принципы обеспечения охраны труда

Основная задача охраны труда – предотвращение производственного травматизма и профессиональных заболеваний и минимизация их социальных последствий.

Основные принципы обеспечения охраны труда как системы мероприятий: осуществление мер,  необходимых для обеспечения сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности; социальное партнерство работодателей и работников в сфере охраны труда; гарантии  защиты права работников на труд в условиях, соответствующих требованиям охраны труда; компенсации за тяжелые работы и работы с вредными и (или) опасными условиями труда; социальное страхование работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний; медицинская, социальная и профессиональная реабилитация работников, пострадавших от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Экономический  механизм и финансовое обеспечение системы управления охраной труда. Финансирование мероприятий по обеспечению безопасных условий труда и по улучшению условий и охраны труда. Оценка эффективности мероприятий по охране труда. Понятие предотвращенного ущерба, прямых и косвенных потерь.

 

Тема 1.4. Основные положения трудового права

 

Основные понятия трудового права. Международные трудовые нормы Международной организации труда, регулирующие трудовые отношения. Основополагающие принципы  Конституции Российской Федерации, касающиеся вопросов труда. Понятие принудительного труда. Запрещение принудительного труда.

Трудовой кодекс Российской Федерации, федеральные законы и другие нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права. Трудовое право и государственное регулирование социально-трудовых отношений.

Содержание трудового договора. Общие положения трудового договора: стороны и содержание; гарантии при приеме на работу;  срок  трудового договора; порядок заключения и основания прекращения трудового договора; испытание при приеме на работу. Понятие «перевод» и «перемещение». Временный перевод на другую работу  по производственной  необходимости: основания, сроки и порядок перевода. Виды переводов на другую работу. Изменения существенных условий трудового договора.  Порядок  расторжения  трудового договора по инициативе  работника и по инициативе работодателя. Рабочее время и время отдыха. Трудовая дисциплина: поощрения за труд, дисциплинарные взыскания. Виды дисциплинарных взысканий;  порядок применения дисциплинарных взысканий, снятие дисциплинарного взыскания. Правила внутреннего трудового распорядка. Нормы трудового законодательства, регулирующие применение труда женщин, работников, имеющих несовершеннолетних детей или осуществляющих уход за больными членами их семей; особенности регулирования труда лиц моложе восемнадцати лет. Компенсации за тяжелые работы  и работы с вредными  и  (или) опасными условиями труда.

Оплата труда и заработная плата: основные понятия и определения. Оплата труда в случаях выполнения работы в условиях, отклоняющихся  от  нормальных.

Ответственность сторон за нарушение трудового законодательства.

Социальное партнерство – гарантия социального мира в условиях рыночной  экономики.  Коллективный договор: его содержание  и структура; порядок и условия заключения;  срок действия; разрешение разногласий.  Ответственность сторон социального партнерства. Органы по рассмотрению трудовых споров.

 

Тема 1.5. Правовые основы охраны труда

Правовые источники охраны труда:  Конституция Российской Федерации; федеральные конституционные законы; Трудовой кодекс Российской Федерации; иные федеральные законы; указы Президента Российской Федерации; постановления Правительства Российской Федерации; нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти;  конституции  (уставы),  законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации; акты органов местного самоуправления и локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права.

Действие законов и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.

Государственные нормативные требования охраны труда, устанавливающие правила, процедуры и критерии, направленные на сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, содержащиеся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах об охране труда субъектов Российской Федерации.

Нормативные правовые акты, содержащие государственные нормативные требования охраны труда Минтруда России,  Минздравсоцразвития России, федеральных органов исполнительной власти, Ростехнадзора России и Ростехрегулирования России, Роспотребнадзора России, Росстроя России: сфера применения, порядок разработки, утверждения, согласования и пересмотра. Порядок подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации.

Трудовой кодекс Российской Федерации:  основные направления государственной политики в области охраны труда:  право  и гарантии права работников на труд в условиях, соответствующих требованиям охраны труда; обязанности работодателя по обеспечению безопасных условий и охраны труда; обязанности работника в области охраны труда.

Гражданский кодекс Российской Федерации  в части, касающейся вопросов возмещения вреда, причиненного несчастным случаем на производстве или профессиональным заболеванием.

Уголовный кодекс Российской Федерации в части, касающейся уголовной ответственности за нарушение требований охраны труда.

Кодекс Российской Федерации  об административных правонарушениях в части, касающейся административной ответственности за нарушение требований охраны труда.

Законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Налоговый кодекс Российской Федерации в части, касающейся отнесения затрат на обеспечение безопасных условий и охраны труда и на улучшение условий и охраны труда.

 

Тема 1.6. Государственное регулирование в сфере охраны труда

 

Правовые основы государственного управления охраной труда. Структура органов государственного управления охраной труда.

Функции и полномочия в области охраны труда Правительства Российской Федерации, Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, осуществляющих: управление охраной труда на федеральном  (общегосударственном),  отраслевом, региональном  (субъекта Российской Федерации)  и муниципальном  (органа местного самоуправления) уровнях.

Органы государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.  Прокуратура и ее роль в системе государственного надзора и контроля. Государственные инспекции и их функции. Федеральная инспекция труда. Ростехнадзор России, Роспотребнадзор России и другие специализированные инспекции. Государственный инспектор и его права.

Государственная экспертиза условий труда и ее функции.

Органы, осуществляющие обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Органы медико-социальной экспертизы.

Организация общественного контроля в лице технических инспекций профессиональных союзов.

 

Тема 1.7. Государственные нормативные требования по охране труда

Государственные нормативные требования по охране труда. Порядок разработки, принятия, внедрения нормативных требований.

Технические регламенты и изменение всей системы нормативных актов по безопасности в Российской Федерации. Международные и европейские стандарты и нормы. Проблемы гармонизации российских норм с международными нормами и нормами Европейского Союза.

Национальные и государственные (ГОСТ) стандарты. СанПиНы (санитарные правила и нормы), СНиПы (строительные нормы и правила), СП (своды правил), ПОТ (правила охраны труда), НПБ (нормы пожарной безопасности), ПБ (правила безопасности), РД (руководящие документы), МУ (методические указания) и другие документы.

 

Тема 1.8. Обязанности и ответственность работников по соблюдению требований охраны труда и трудового распорядка

Трудовые обязанности работников по охране труда.

Ответственность работников за невыполнение требований охраны труда (своих трудовых обязанностей).

 

Тема 1.9. Обязанности  и  ответственность  должностных  лиц  по

 соблюдению требований законодательства о труде и об охране труда

Административная и уголовная ответственность должностных лиц за нарушение или неисполнение требований законодательства о труде и об охране труда.

 

Раздел 2. Основы управления охраной труда в организации

 

Тема 2.1. Обязанности работодателя по обеспечению безопасных условий и охраны труда

Обязанности работодателя по соблюдению  требований законодательных и иных нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда, устанавливающих правила, процедуры и критерии, направленные на сохранение жизни и здоровья  работников в процессе трудовой деятельности.

 Работодатель и его должностные лица. Руководители, специалисты, исполнители. Распределение функциональных обязанностей работодателя по обеспечению требований охраны труда среди работников – руководителей и специалистов.

Служба (специалист) охраны труда организации  и ее (его) функции.

Организация внутрифирменного (многоступенчатого) контроля.

Организация рассмотрения вопросов охраны труда руководителями.

Организация целевых и комплексных проверок.

 

Тема 2.2. Управление внутренней мотивацией работников на безопасный труд и соблюдение требований охраны труда

Человеческий фактор, оказывающий влияние на решение вопросов охраны труда. Психологические (личностные) причины травматизма. Понятие «культура охраны труда». Работник как личность. Построение системы поощрений и наказаний. Организация соревнования по лучшее рабочее место по охране труда.

Вовлечение работников в управление охраной труда. Организация ступенчатого «административно-общественного» контроля.

Организация информирования работников по вопросам охраны труда.

Всемирный день охраны труда. Организация «Дня охраны труда».

 

Тема 2.3. Организация системы управления охраной труда

Общие понятия современной теории систем управления (качеством, охраной окружающей среды, охраной труда, промышленной безопасностью). Повышение эффективности производства и сертификация систем управления.

Руководство МОТ-СУОТ 2001, OHSAS 18001-1996, ГОСТ Р 12.0.006-2002 (с учетом Изменения № 1) о системах управления охраной труда в организациях и методах их разработки, внедрения, поддержания в рабочем состоянии и постоянного совершенствования.

Примерная структура и содержание основных документов СУОТ: Политика организации в сфере охраны труда; Цели и задачи корпоративного управления охраной труда; Идентификация и оценка рисков; Организационные структуры и ответственность персонала; Обучение, осведомлённость и компетентность персонала; Взаимосвязи, взаимодействие и информация; Документация и управление документацией; Готовность к действиям в условиях аварийных ситуаций; Взаимодействие с подрядчиками. Контроль: мониторинг и измерения основных показателей; Отчётные данные и их анализ; Аудит функционирования СУОТ; Анализ эффективности СУОТ со стороны руководства; Проведение корректирующих мероприятий. Процедуры непрерывного совершенствования деятельности по охране труда.

Планирование и финансирование мероприятий по охране труда.

 

Тема 2.4. Социальное партнерство работодателя и работников в сфере охраны труда. Организация общественного контроля

Работники и их доверенные лица. Комитеты (комиссии) по охране труда. Уполномоченные (доверенные) лица по охране труда.

Уполномоченные (доверенные) лица работников по охране труда – основная форма участия работников-исполнителей в управлении охраной труда. Организация работы уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда профессиональных союзов и иных уполномоченных работниками представительных органов: = порядок выбора уполномоченных по охране труда; = основные задачи уполномоченных по охране труда; = права уполномоченных по охране труда; = порядок их взаимодействия с руководителями и специалистами организации.

Планирование работ по охране труда. Коллективный договор. Соглашение по охране труда.

 

Тема 2.5. Аттестация рабочих мест по условиям труда

Цели, задачи и порядок проведения аттестации рабочих мест.

Заполнение карты рабочего места. Аналогичные рабочие места. Аттестованные, не аттестованные и условно аттестованные рабочие места. Заполнение протокола по травмобезопасности.

Подведение итогов, анализ и планирование мероприятий.

Использование результатов аттестации рабочих мест по условиям труда.

 

Тема 2.6. Разработка инструкций по охране труда

Назначение инструкций. Порядок разработки и утверждения. Содержание инструкций. Язык инструкций. Структура инструкций.

 

Тема 2.7. Организация обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций

Обязанности  работодателя по обеспечению обучения работников безопасным методам и приемам выполнения работ, инструктажа по охране труда, стажировки на рабочем месте, проверки знаний  требований охраны труда.

Обязанности работников по прохождению обучения безопасным методам и приемам выполнения работ по охране труда, инструктажа по охране труда, стажировки на рабочем месте, проверки знаний требований охраны труда.

Организация обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда рабочих.

Организация обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда руководителей и специалистов.

Виды и содержание инструктажей работников по охране труда. Порядок разработки, согласования и утверждения программ по охране труда. Пропаганда культуры охраны труда в организации.

 

Тема 2.8. Предоставление компенсаций за условия труда; обеспечение работников средствами индивидуальной защиты

Компенсации за условия труда.

Обязанности работодателя по обеспечению работников средствами индивидуальной защиты. Обязанности работников по применению средств индивидуальной защиты.

Роль и место средств индивидуальной защиты в ряду профилактических мероприятий, направленных на предупреждение травматизма и профессиональной заболеваемости работников.

Классификация средств индивидуальной защиты, требования к ним. Типовые отраслевые нормы бесплатной выдачи работникам специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты.

Порядок обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты; организация их хранения, стирки, химической сушки, ремонта и и.п. Порядок обеспечения дежурными средствами индивидуальной защиты, теплой специальной одеждой и обувью. Организация учета и контроля за выдачей работникам средств индивидуальной защиты.

 

Тема 2.9. Основы предупреждения профессиональной заболеваемости

Основные причины профессиональной заболеваемости.

Понятие о производственно-обусловленной заболеваемости.

Виды наиболее распространенных профессиональных заболеваний и причины их возникновения.

Основные превентивные мероприятия по профилактике профессиональных заболеваний.

Профессиональная пригодность и профотбор.

Предварительные (при приеме на работу) и периодические медицинские осмотры.

Бесплатное обеспечение работников молоком и лечебно-профилактическим питанием.

Санитарно-бытовое и лечебно-профилактическое обеспечение работников.

 

Тема 2.10. Документация и отчетность по охране труда

Перечень необходимой документации по охране труда.

Руководство по СУОТ. Приказы о распределении обязанностей по охране труда между работниками. Инструкции по охране труда. Списки и перечни по охране труда. Учет проведения инструктажей, обучения по охране труда.  Документирование несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Документирование результатов многоступенчатого контроля по охране труда.

Отчетность и формы отчетных документов по охране труда.

Порядок и сроки хранения документов различного типа.

 

Тема 2.11. Сертификация работ по охране труда в организациях

Цели, задачи и порядок сертификации работ по охране труда в организациях. Основные положения Системы сертификации работ по охране труда в организациях. Органы по сертификации. Требования к испытательным лабораториям. Требования к органам по сертификации. Порядок подачи заявления на сертификацию и порядок ее прохождения.

 

Раздел 3. Специальные вопросы обеспечения требований охраны труда

и безопасности производственной деятельности

 

Тема 3.1. Основы предупреждения производственного травматизма

Основные причины производственного травматизма. Виды производственных травм (несчастных случаев на производстве). Статистические показатели и методы анализа.

Основные методы защиты от опасных и вредных производственных факторов. Превентивные мероприятия по профилактике производственного травматизма.

Основные виды средств коллективной защиты.

Основные организационные приемы предотвращения травматизма.

 

Тема 3.2. Техническое обеспечение безопасности зданий и сооружений, оборудования и инструмента, технологических процессов

Безопасность технологических процессов. Безопасность зданий и сооружений, включая транспортные пути. Безопасность технологического оборудования и инструмента. Радиационная безопасность. Обеспечение безопасности от несанкционированных действий персонала и посторонних лиц на производстве.

Проверка соблюдения требований безопасности и охраны труда в проектной документации. Экспертиза проектной документации. Порядок обследования зданий и сооружений и его документирования.

 

Тема 3.3. Коллективные средства защиты: вентиляция, освещение, защита от шума и вибрации

Понятие о микроклимате. Физиологические изменения и патологические состояния: перегревание, тепловой удар, солнечный удар, профессиональная катаракта, охлаждение, переохлаждение. Влияние производственных метеорологических условий и атмосферного давления на состояние человека, производительность труда, уровень травматизма. Нормирование производственного микроклимата. Средства нормализации климатических параметров. Профилактические мероприятия при работах в условиях пониженного и повышенного давления.

Действие токсических газообразных веществ и производственной пыли на организм человека. Источники загрязнения воздуха производственных помещений. Способы и средства борьбы с загазованностью и запыленностью воздуха рабочей зоны.

Вентиляция производственных помещений. Назначение и виды вентиляции. Требования к вентиляции. Определение требуемого воздухообмена. Элементы механической вентиляции (устройства для отсоса и раздачи воздуха, фильтры, вентиляторы, воздуховоды и т.д.). Контроль эффективности вентиляции.

Роль света в жизни человека. Основные светотехнические понятия и величины. Гигиенические требования к освещению. Цвет и функциональная окраска. Виды производственного освещения. Источники света. Нормирование и контроль освещения. Ультрафиолетовое облучение, его значение и организация на производстве. Средства защиты органов зрения.

Лазерное излучение и его физико-гигиенические характеристики. Воздействие его на организм человека. Средства и методы защиты от лазерных излучений. Измерение характеристик (параметров) лазерного излучения.

Электромагнитные поля и их физико-гигиенические характеристики. Влияние их на организм человека. Нормирование электромагнитных полей. Средства и методы защиты от электромагнитных полей. Измерение характеристик электромагнитных полей.

Ионизирующие излучения и их физико-гигиенические характеристики. Нормирование ионизирующих излучений. Средства и методы защиты от ионизирующих излучений. Дозиметрический контроль.

Вибрация и ее физико-гигиеническая характеристика (параметры и воздействие на организм человека). Гигиеническое и техническое нормирование вибрации. Средства и методы защиты от вибрации: вибродемпфирование, динамическое виброгашение, активная и пассивная виброизоляция.

Шум и его физико-гигиеническая характеристика. Нормирование шума. Защита от шума в источнике. Акустические средства защиты: звукоизоляция, звукопоглощение, демпфирование, виброизоляция и глушители шума (активные, резонансные и комбинированные). Расчет звукоизоляции и звукопоглощения. Архитектурно-планировочные и организационно-технические методы защиты от шума.

Ультразвук и его физико-гигиеническая характеристика. Профилактические мероприятия при воздействии ультразвука на человека. Источники инфразвука в промышленности и его воздействие на организм человека. Нормирование инфразвука. Мероприятия по ограничению неблагоприятного воздействия инфразвука.

 

Тема 3.4. Опасные производственные объекты и обеспечение промышленной безопасности

Понятие об опасных производственных объектах. Российское законодательство в области промышленной безопасности. Основные понятия и термины безопасности. Авария и инцидент.

Общие мероприятия промышленной безопасности: идентификация опасных производственных объектов; анализ рисков; декларирование опасностей; сертификация оборудования; лицензирование деятельности; аттестация персонала. Производственный контроль.

Основные мероприятия по обеспечению безопасности сосудов под давлением.

Системы, находящиеся под давлением. Основные опасные факторы. Причины аварий систем, находящихся под давлением. Системы, подлежащие регистрации и особому контролю Ростехнадзора. Безопасная эксплуатация емкостей со сжатыми, сжиженными и растворенными газами. Классификация емкостей (баллоны, газгольдеры, ресиверы, котлы и др.) по назначению, давлению и объему. Безопасная арматура для емкостей и контрольно - измерительные приборы КИП). Проверка и окраска емкостей. Безопасная эксплуатация компрессорных установок. Безопасная арматура и КИП для компрессорных установок. Правила приемки и испытания. Котельные установки, используемые на предприятии для целей отопления и в технологических процессах. Безопасная эксплуатация их. Безопасность работы с вакуумными установками.

Основные мероприятия по обеспечению безопасности подъемных механизмов.

Классификация грузов по массе и опасности. Перемещение грузов вручную. Машины и механизмы, применяемые для транспортировки грузов и безопасная эксплуатация их. Организация безопасной эксплуатации подъемно-транспортного оборудования. Техническое освидетельствование грузоподъемных машин. Приборы и устройства безопасности подъемно-транспортных машин.

Основные мероприятия по обеспечению безопасности газового хозяйства.

Основные мероприятия по обеспечению безопасности холодильной техники.

 

Тема 3.5. Организация безопасного производства работ с повышенной опасностью

Перечень работ с повышенной опасностью.

Порядок оформления допуска к работам с повышенной опасностью.

Требования безопасности для работ с повышенной опасностью.

 

Тема 3.6. Обеспечение электробезопасности

Основные причины и виды электротравматизма.

Специфика поражающего действия электрического тока. Пороговые ощутимый, неотпускающий и фибрилляционный токи. Напряжение прикосновения. Факторы поражающего действия электрического тока.

Классификация помещений по степени поражения человека электрическим током. Средства защиты от поражения электротоком.

Организационные мероприятия по безопасному выполнению работ в электроустановках.

 

Тема 3.7. Обеспечение пожарной безопасности

Основные понятия о горении и распространении пламени. Опасные (поражающие) факторы пожара и взрыва.

Основные принципы пожарной безопасности: предотвращение образования горючей смеси; предотвращение внесения в горючую среду источника зажигания; готовность к тушению пожара и ликвидации последствий загорания.

Задачи пожарной профилактики. Системы пожарной защиты.

Категорирование помещений по взрывопожарной и пожарной опасности.

Средства оповещения и тушения пожаров. Эвакуация людей при пожаре.

Обязанность и ответственность администрации предприятия в области пожарной безопасности.

 

Тема 3.8. Обеспечение безопасности работников в аварийных ситуациях

Основные мероприятия по предупреждению аварийных ситуаций и обеспечению готовности к ним. Определение возможного характера и масштаба аварийных ситуаций и связанных с ними рисков в сфере охраны труда. Планирование и координация мероприятий в соответствии с размером и характером деятельности организации, обеспечивающих защиту всех людей в случае аварийной ситуации в рабочей зоне. Организация взаимодействия с территориальными структурами и службами аварийного реагирования. Организация оказания первой и медицинской помощи. Проведение регулярных тренировок по предупреждению аварийных ситуаций, обеспечению готовности к ним и реагированию.

 

Раздел 4. Социальная защита пострадавших на производстве

 

Тема 4.1. Общие правовые  принципы возмещения причиненного вреда

Понятие вреда, возмещения вреда и причинителя вреда в гражданском праве. Третьи лица. Ответственность юридического лица или гражданина за вред, причиненный его работником. Ответственность за вред, причиненный деятельностью, создающей повышенную опасность для окружающих. Право регресса к лицу, причинившему вред. Объем и характер возмещения вреда, причиненного повреждением здоровья. Материальный и моральный вред. Условия возмещения вреда в гражданском праве. Способ и размер компенсации морального вреда.

 

Тема 4.2. Обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний

Право работника на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Обязанность работодателя по обеспечению обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Федеральный закон Российской Федерации «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний»: задачи и основные принципы обязательного социального страхования; основные понятия; лица, подлежащие обязательному социальному страхованию; права и обязанности субъектов страхования; средства на осуществление обязательного социального страхования.

Страховые тарифы. Страховые взносы.

 

Тема 4.3. Порядок расследования и учета несчастных случаев на производстве

Причины профессионального травматизма. Виды и квалификация несчастных случаев. Порядок передачи информации о произошедших несчастных случаях. Первоочередные меры, принимаемые в связи с ними. Формирование комиссии по расследованию.

Порядок заполнения акта по форме Н-1. Оформление материалов расследования. Порядок представления информации о несчастных случаях на производстве. Разработка обобщенных причин расследуемых событий, мероприятия по предотвращению аналогичных происшествий.

Тема 4.4. Порядок расследования и учета профессиональных заболеваний

Причины профессиональных заболеваний и их классификация. Расследование и учет острых и хронических профессиональных заболеваний (отравлений), возникновение которых обусловлено воздействием вредных производственных факторов. Установление предварительного и окончательного диагноза о профессиональном заболевании (отравлении). Ответственность за своевременное извещение о случае острого или хронического профессионального заболевания, об установлении, изменении или отмене диагноза.

Порядок расследования обстоятельств и причин возникновения профессионального заболевания.

 

Тема 4.5. Оказание первой помощи пострадавшим на производстве

Первая медицинская помощь при ранениях, кровотечениях, ожогах, поражениях электротоком, отравлениях химическими веществами.

Первая медицинская помощь при травмах (переломах, растяжениях связок, вывихах, ушибах и т.п.).

Способы реанимации при оказании первой медицинской помощи. Непрямой массаж сердца. Искусственная вентиляция легких.

Особенности оказания первой медицинской помощи пострадавшим в чрезвычайной ситуациях, дорожно-транспортных авариях, на пожаре и др.

Переноска транспортировка пострадавших с учетом их состояния и характера повреждения.

Рекомендации по оказанию первой помощи. Демонстрация приемов.

Требования к персоналу при оказании первой помощи.

 

Проверка знаний. Консультирование, тестирование (самоконтроль), экзамен. Суммарно - 8 часов.

 

 

 

 

 


Дата создания материала: 06.04.2010 13:10
Конкурс «Вуз здорового образа жизни» Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере. Удмуртская Республика Управление аппарата ГАК по ПФО
© 2004-2012 ФГБОУ ВПО «ИжГТУ имени М.Т. Калашникова».
При использовании материалов сайта ссылка обязательна.
Поддержка сайта:
E-mail:
Сектор Технологий Интернет
info@istu.ru
Сделано на iPHPortal © ГНИИ ИТТ "Информика".