|
Экспертно-аналитический отдел
|
Документы Проектно-учебная лаборатория Программа "СТАРТ-2012"
Адрес местонахождения: Удмуртская Республика, г. Ижевск, ул. 30 лет Победы, д. 2 (5 учебный корпус ИжГТУ, аудитория 704) Контакты: exp_otd@istu.ru
Руководитель: Карп Елена Ивановна - начальник экспертно-аналитического отдела.
Результирующий эффект деятельности отдела достигается путем реализации адаптивных программ научно-организационной работы, формируемых на основе экспертизы внутреннего потенциала вуза и анализа внешних трансформационных процессов. Научно-методическое сопровождение деятельности экспертно-аналитического отдела ИжГТУ осуществляет Центр стратегических оценок и прогнозов (г.Москва). Web-сайт: www.csef.ru
Экспертизу внутреннего потенциала развития ИжГТУ, основанную на общих принципах целеполагания и внедрение перспективных форм научно-организационной работы вуза, обеспечивает проектно-учебная лаборатория отдела.
Руководитель: Широбоков Константин Петрович, к.т.н., доцент. Контакты: exp_otd@istu.ru сот.тел. +7 922 6863753 Web-сайт: http://old.istu.ru/unit/exp/6162
Функционал Целью создания экспертно-аналитического отдела является совершенствование механизмов планирования и реализации перспективных научно-исследовательских проектов университета в условиях реформирования системы высшего профессионального образования РФ.
Основной задачей, способствующей достижению цели, является решение актуальных вопросов разработки и внедрения адаптивных программ развития структурных подразделений ИжГТУ.
Основные направления деятельности Проведение комплексных процедур исследования (масштабы, качество, перспективы) внутреннего потенциала университета и внешних трансформационных процессов образовательной среды. Экспертно-аналитическая оценка приоритетных направлений научно-исследоваельской и проектной деятельности вуза, научной, информационной, инновационной политики университета. Разработка новых форм научно-организационной работы и принципов формирования адаптивных программ развития структурных подразделений вуза. Формирование системы поддержки профессиональным сообществом, институтами государственной власти, финансовыми, общественными, политическими организациями приоритетных направлений развития университета.
Актуальные проблемы разработки адаптивной стратегии развития вуза Любая стратегия – это не цель, а лишь инструмент достижения целей. Но в настоящее время параметры стратегической цели политики государства в сфере образования не имеют очевидной для всех ясности и носят скорее декларативный характер, а на обсуждение зачастую выносятся второстепенные аспекты деятельности. Т.е. нет четкого понимания, с каких начальных условий создается современная система высшего образования страны и какие факторы считаются значимыми при стратегическом планировании такой деятельности. Поэтому разработка не формальной, а действенной стратегии развития вуза как конкуретного центра высшего профессионального образования и создания благоприятной образовательной среды представляют собой актуальную и нестандартную научно-организационную задачу. Сложность решения этой задачи связана не только ресурсными ограничениями, но и высокой начальной неопределенностью (хаотичностью) внешней системной среды, т.е. трудностью формализации цели. С учетом того, что руководство региональных вузов, как правило, не располагает оперативной и достоверной информацией об изменении планов, сроков и объемов бюджетного финансирования профильными министерствами и ведомствами, целесообразно оперировать не одной долгосрочной Программой развития вуза, а развивать систему краткосрочных и среднесрочных программ развития структурных подразделений, подчиненных единой стратегической цели. Изменение методов планирования – это своеобразная «плата» за наличие высокой априорной неопределенности. И чем больше становится разрыв между поставленными перед вузами задачами и выделяемыми на их решение ресурсами, тем актуальнее разработка таких методов планирования деятельности вуза, которые будут способствовать концентрации ресурсов на действительно важных направлениях и прекращению их распыления на второстепенные. Для региональных вузов, не входящих в пул национально-исследовательских и федеральных университетов и так называемый «Топ-100» ведущих российских вузов, именно система планирования по этапам может обеспечить возможность оперативно и адекватно корректировать работу с учетом изменений наиболее важных внешних системных параметров, управлять которыми не представляется возможным. То есть планирование деятельности регионального вуза и его структурных подразделений сегодня должно иметь адаптивный к внешним условиям характер.
Адаптивные программы развития структурных подразделений вуза предполагает реализацию ряда условий: • формирование вариантов плановых решений должно осуществляться с помощью современных информационных технологий; это позволит генерировать и анализировать значительно большее количество исходных вариантов будущих управленческих решений; • ранжирование набора потенциальных вариантов деятельности необходимо проводить по степени обеспеченности ресурсами и возможности реализации в определенном временном интервале, что будет гарантировать эффективное расходование ресурсов; • выбор из потенциально возможных вариантов наиболее рациональных может строиться на основе обобщенного показателя их (вариантов) качества, которые смогут обеспечить достижение требуемого результата при минимальных затратах и будут максимально устойчивы к отрицательным последствиям управленческих действий.
Разработка методологии формирования адаптивных программ развития структурных подразделений вуза и создание благоприятной образовательной среды – это решение оптимизационной задачи высокой размерности, которая является частью общей системы планирования научно-организационной работы вуза. Поэтому первое и основное, с чего следует начинать – это определиться с количественным интегральным показателем качества предполагаемых мероприятий. Иначе говоря – с обобщенной целью новаций и модернизации принципов научно-организационной работы вуза. Очевидно, что простыми (линейными) количественными изменениями (сокращением и/или объединением) структурных подразделений вуза, предоставления им большей автономии и/или ужесточения контроля, качественного изменения деятельности добиться невозможно. Перераспределение ресурсов в интересах изменения тенденций развития должно проходить путем сочетания различных способов планирования - директивного, индикативного, стратегического. Иными словами, модернизация, оптимизация, новации и пр. – это не высшие ценности, а только некоторые инструменты рационального управления. Но прежде, чем их применять, необходимо четко определить параметры цели и ответить на главный вопрос: а что, собственно говоря, сегодня необходимо рационализировать, что максимизировать или минимизировать в сфере образования?
Дата создания материала: 12.04.2011 11:33
|