Юбилейная страница
 English version


Вход

О вузе
Абитуриенту
Факультеты
Наука
Система качества
Подразделения
Ресурсы и сайты
Архив новостей
RSS  Форум
Текущий раздел : / Подразделения / Факультет «Экономика, право и гуманитарные науки» / Кафедра "Социальная и инженерная психология" / Психология и педагогика /


Ю.Б. Алешина, Л.А. Петровская ПСИХОЛОГИЯ ОБЩЕНИЯ


(Алешина Ю.Б., Петровская Л.А. Психология общения: психологическая компетентность пропагандиста. — М., 1989. — С.30—55)

Что такое межличностное общение?

Слов, которыми можно было бы обозначить процесс общения двух людей, не так уж много — беседа, разговор, диадическое общение (то есть общение двоих). В дальнейшем изложении мы будем использовать их как синонимы. Соответственно людей, принимающих участие в этом процессе, назовем собеседниками, говорящим и слушающим или же партнерами по общению (ведь для того чтобы хорошо общаться, между людьми должны установиться именно партнерские отношения).

Пожалуй, трудно представить себе большее многообразие жизненных ситуаций, чем то, которое складывается, когда двое людей вступают в контакт друг с другом. Это и разговор начальника с подчиненным, и встреча врача с пациентом, и беседа ученика с учеником. Естественно, что каждая из них характеризуется своими особыми проявлениями. Например, для разговора начальника с подчиненным обычно соблюдение достаточно большой пространственной дистанции (не менее чем 1,5 м) и избегание долгих прямых взглядов.

Совсем по–другому складывается общение влюбленных. Увеличение пространственной дистанции между ними говорит о том, что они в ссоре, чаще всего они стремятся прикоснуться друг к другу. Данные психологических экспериментов свидетельствуют, что никто так долго, как влюбленные, не смотрит в глаза друг другу. Их взгляды служат подтверждением взаимной любви, стремлением к близости и доверию.

Конечно же, параметры, которые мы использовали в этом примере (пространственная близость и направленность взгляда), далеко не исчерпывают специфику подобных ситуаций. К ним можно прибавить множество других: интонации и паузы в речи, наиболее часто употребляемые слова и т.д. <...>

Мы будем рассматривать такое общение двух людей, где, по крайней мере, один из его участников осознанно и активно стремится создать условия для наиболее успешного взаимодействия или неосознанно использует арсенал доступных ему средств общения. К каким же средствам он может прибегнуть?

Сравнивая описанные выше ситуации (общение влюбленных и разговор начальника с подчиненным), мы уже упоминали некоторые из них, постараемся теперь охарактеризовать их подробнее. В наиболее общем виде средства общения можно разделить на две большие группы — вербальные и невербальные. В первую группу попадает все то, что связано с речью, т.е. как и что люди говорят друг другу. Во вторую же группу войдут мимика и жесты, позы, взгляды, организация пространства общения и т.д.

Конечно же, главную роль в общении играет речь. В процессе «говорения» важно буквально все: как обращаются к собеседнику, что говорится вначале, а что потом, соответствуют ли слова тону высказываний и т.д. Недаром еще древние философы отмечали, что ведение беседы — настоящее искусство. Удивительно, что люди, зная о своем неумении публично выступать и всячески стремясь научиться этому, практически не задумываются, удается ли им успешно общаться с окружающими людьми — друзьями, коллегами, родственниками и т.д. А между тем, как часто в жизни бывает, что мы хотим сказать одно, а, сами того не осознавая, говорим другое или вообще не находим слов для выражения какой-то важной мысли или чувства.

Важнейшая невербальная составляющая процесса общения — умение слушать. Когда человек внимательно слушает другого человека, в нем буквально все — глаза, поза, выражение лица обращены к говорящему, что, в свою очередь, оказывает влияние на собеседника, помогает ему сформулировать свои мысли, раскрыться, быть максимально искренним. Рассеянность, безучастность, равнодушное выражение лица могут привести к обратному результату. Но, конечно же, на процесс беседы оказывает влияние и множество других «невербальных мелочей», таких, как время и место, где она происходит, ее длительность и т.д.

В социальной психологии существует множество типологий общения, использующих самые разные основания, — длительность, позиции участников, особенности их взаимодействия и т.д. Поскольку единой универсальной типологии до сих пор не существует, представляется, что оптимальным для нас будет выделение наиболее часто встречающихся обыденных ситуаций. К их числу мы отнесем: 1) деловое общение, 2) воспитательное воздействие, 3) диагностическую беседу и 4) интимно-личностное общение.

Деловое общение — это ситуации, когда целью взаимодействия становится достижение какого-либо четкого соглашения или договоренности. Чаще всего подобное взаимодействие возникает между людьми, не состоящими друг с другом в близких межличностных отношениях (между коллегами, двумя коммерсантами, начальником и подчиненным и т.д.), и статус каждого из партнеров по отношению к другому четко определен, то есть существуют общепризнанные нормы и представления, характеризующие то, что каждый из них может требовать и ждать от другого, и нарушение таких правил будет рассматриваться как нечто необычное и, скорее всего мешающее общению. В такого рода ситуациях важен предмет или повод, приведший к общению, без которого деловая беседа вообще состояться не может.

Под воспитательным общением мы будем иметь в виду ситуации, в которых один из участников целенаправленно воздействует на другого, достаточно четко представляя себе желаемый результат, т.е. зная, в чем он хочет убедить собеседника, чему он хочет его научить и т.д. Обычно такого рода беседы возможны, когда один из партнеров по общению (обучающий) обладает ситуационно или постоянно большим авторитетом и знаниями, чем другой. Или же, что иногда делает такие ситуации особенно трудными, обучающему партнеру приходится добиваться необходимого авторитета в глазах другого в ходе самого воздействия.

Диагностическим будет общение, цель которого — сформировать определенное представление о собеседнике или получить у него какую-либо информацию. Таково общение начальника отдела кадров с оформляющимся на работу, врача с пациентом и т.п. Здесь, как и в предыдущем случае, партнеры находятся в различных позициях: один спрашивает, другой — отвечает. Конечно же, чтобы получить полноценный ответ, спрашивающий должен уметь правильно задавать вопросы, учитывая свой собственный статус и статус отвечающего, его готовность и умение давать соответствующие ответы и т.д.

Интимно-личностное общение во многом уникально и специфично. Оно возможно только тогда, когда партнеры внутри возникшей ситуации чувствуют себя на равных, одинаково заинтересованы в установлении и поддержании доверительного и глубокого контакта. Чаще всего такое общение возникает между близкими людьми и в значительной степени является результатом предшествующих взаимоотношений.

<...> А между тем оно характеризуется целым рядом весьма специфических особенностей.

Прежде всего, для него характерно такое взаимодействие собеседников друг с другом, когда каждый из них находится в поле зрения другого и поэтому любая реакция — поза, взгляд, жест, ‑ могут быть легко замечены и учтены собеседником. <...>

И в ситуации групповой дискуссии, и в публичном выступлений успешность взаимодействия не столь значительно зависит от того, насколько обе стороны готовы и настроены на взаимодействие друг с другом, как в случае двух людей. В большой аудитории всегда есть вероятность, что какая-то группа людей будет готова выслушать не очень интересную или уже знакомую информацию, когда же перед тобой только один человек, приходится, как можно точнее учитывать его взгляды и вкусы, иначе общение может не получиться. Именно поэтому в ситуациях диадического общения особенно важны проявления взаимного интереса, дружелюбия и доверия. Но далеко не всем удается найти правильную форму их выражения, особенно когда партнеры по общению находятся в неравных позициях. <...>

Важная особенность диадического общения заключается в том, что оба собеседника по очереди находятся в ролях говорящего и слушающего, поэтому любая пауза или любая «речь» не должны слишком затягиваться, иначе они могут послужить помехой в разговоре. У каждого из партнеров есть свой временной лимит. И если один из них слишком долго и много говорит, интерес к тому, что он говорит, чаще всего ослабевает. Точно так же пассивность и молчаливость партнера не будут способствовать успеху беседы.

Специфика диадического общения связана также с тем, что его характер во многом определяется теми формальными ролями, в которых находятся собеседники. Более того, хотя число участников минимально, именно здесь нормативные предписания и стереотипы часто имеют особенно жесткий характер и мешают общению. Например, в личном разговоре пол собеседника оказывает довольно большое влияние на восприятие того, что он говорит, и на отношение к нему партнера.

В эксперименте испытуемым предлагалось прослушать текст записи, где в одном варианте мужчина, а в другом — женщина рассказывали о себе и своей жизни. Независимо от пола рассказчика текст был абсолютно идентичен. Но когда после прослушивания испытуемым предложили выразить свое отношение к этому человеку, женщина была оценена гораздо выше, чем мужчина. Интерпретируя полученные результаты, авторы пришли к выводу, что исходя из представлений о мужественности, широко распространенных в культуре, мужчина, рассказывающий нечто о себе «первому встречному» (каковыми в каком-то смысле и были испытуемые), воспринимается как человек слабый, невротичный и зависимый, женщина же, совершающая то же действие, воспринимается как открытая и доверчивая.

Можно и дальше продолжить список специфических черт, присущих диадическому общению, но, пожалуй, нам пора перейти к описанию самого процесса общения и факторов, его определяющих. Остановимся на самой простой ситуации общения — беседе.

Как организовать и провести беседу?

Если сформулировать кратко возможные рекомендации по организации беседы, то они будут звучать так: место и время беседы должно максимально соответствовать ее целям и характеру.

Нам представляется достаточным следовать некоторым несложным рекомендациям:

Первая. В местах беседы не должно быть ничего слишком яркого или неожиданного, если необходимо, чтобы собеседник слушал с пристальным вниманием и не отвлекался.

Вторая. Время встречи обычно определяется характером предстоящего разговора. Чем более личный характер он будет носить, тем больше придется учитывать пожелания обоих партнеров. Часто один из них, более заинтересованный в разговоре, бывает вынужден ориентироваться на условия, которые ему предлагают. Если вы сами окажетесь в такой ситуации, не спешите обижаться или, во всяком случае, демонстрировать свою обиду. Это может произвести неприятное впечатление на собеседника и помешать беседе.

Третья. Для того чтобы беседа прошла успешно, важно правильно организовать расположение людей относительно друг друга. Участники общения, сами того не сознавая, стремятся занять в пространстве определенное место, соответствующее их субъективному статусу. Так, в ходе психологического эксперимента специалистов с разным профессиональным статусом просили занять в большом зале те места, которые им больше понравятся. Оказалось, что «начальники» стараются сесть в центре, так, чтобы им было хорошо видно и слышно всю аудиторию. Те же, кто воспринимает свой статус низким, садятся где-либо сбоку или с краю, как бы самим своим расположением свидетельствуя о том, что они ни на что не претендуют. Эти результаты показывают, что подчеркнуть неравенство позиций в организации пространства не так уж сложно, но как соблюсти равенство?

Пожалуй, самым естественным будет расположение собеседников друг напротив друга. Такое расположение одновременно создает и деловую и доверительную атмосферу. Важно и то, что находится между партнерами по общению. Если это нечто массивное, например большой письменный стол, то разговор, скорее всего, примет деловой оттенок, если же это журнальный столик — беседа будет более интимной. Уменьшение освещенности, как известно, также способствует увеличению доверительности беседы.

Если же пространство, где происходит разговор, слишком велико, например большой кабинет или класс, для длинного и обстоятельного разговора собеседникам лучше расположиться где-нибудь в углу, так, чтобы у них возникла иллюзия собственного пространства.

Четвертая. Физическое расстояние между беседующими также должно учитываться, поскольку оно может служить определенным индикатором хода беседы. Интересно, что оно специфично для различных этнических культур. <...>

К сожалению, вопрос об оптимальном расстоянии при беседе в нашей культуре практически не изучен. Но очевидно, что чем ближе вы знакомы с партнером по общению и чем более дружелюбный и личностный характер носит происходящий между вами разговор, тем более близко вы можете находиться по отношению друг к другу. Важно помнить, что приближение более чем на метр часто воспринимается человеком как нарушение личного безопасного пространства. Но можете ли вы себе это безболезненно позволить, зависит прежде всего от того, какие отношения у вас с ним (ней) сложились. <...>

Начало беседы. Первые несколько фраз придают определенный настрой всему последующему разговору и, хотя неудачное начало может и не стать определяющим, лучше, чтобы этот этап прошел успешно, позволив собеседникам перейти к основной теме.

Если двое только что встретились, то, прежде всего они должны, конечно же, поприветствовать друг друга. И чем более близкие, неформальные отношения у собеседников, тем скорее вместо официального «здравствуйте» прозвучат какие-то другие, их «собственные» приветствия. С человеком, с которым вы предполагаете установить какой-то, пускай даже мимолетный контакт, необходимо в самом начале беседы познакомиться. Знакомство должно быть организовано более активной стороной.

В общем виде существуют два варианта фраз, с которыми, знакомясь, можно обратиться к собеседнику: «Давайте познакомимся, как вас зовут?» Или: «Меня зовут.... а как мне обращаться к вам?» Первая фраза больше подходит, когда изначально важно «уравнять» свои позиции с собеседником, выбрав форму представления, соответствующую собственной позиции. Если же проблемы уравнивания позиций нет, можно воспользоваться второй фразой.

Разговор будет протекать успешно, если оба собеседника с самого начала отчетливо представляют его цели и задачи. Для этого лучше всего начать с небольшой вводной части, что-то типа: «Мне хотелось бы поговорить с вами о...» или «Вам, наверное, будет интересно узнать, что...». Особенно уместным выглядит такое «специальное» начало, когда собеседники мало знакомы друг с другом, а их разговор должен носить деловой или диагностический характер. В том случае, если нужно, чтобы первым высказался собеседник, лучше не выжидать, а обратиться к нему: «Слушаю вас внимательно...» или «Что вас привело ко мне?»

Конечно же, благоприятная для беседы атмосфера создается не только вербальными, но и невербальными средствами. Так, если у места встречи есть «хозяин» (например, владелец кабинета, в котором будет происходить разговор), он должен встретить гостя, сделав хотя бы несколько шагов ему навстречу; если в качестве собеседницы выступает женщина, — помочь ей снять верхнюю одежду и т.д. Никогда не бывают лишними в начале разговора внимательный взгляд на собеседника, улыбка, доверительный и спокойный тон.

Встречаются ситуации, когда необходимо любыми средствами расположить к себе нелюбезного собеседника. Ставший уже классиком делового общения, Д.Карнеги среди множества «правил общения» сформулировал и такое: «Лучший способ расположить к себе человека — это проявить максимальный интерес и внимание к нему». Надежно свидетельствуют о таком интересе вопросы типа: «Как ваши дела?», «Как ты себя чувствуешь?», «3доров ли ваш ребенок?» и т.д. Карнеги утверждает, что, чем чаще человеку в разговоре с другими предоставляется возможность начать свою фразу с «Я», т.е. «я чувствую», «я считаю», «я думаю» и т.д., тем лучше он будет относиться к собеседнику. <...>

Цель и характер беседы естественно во многом определяют ее ход. Весьма условно можно себе представить три варианта развития разговора: 1) расспрос одним из участников разговора другого с целью получить от него необходимую информацию, 2) сообщение определенной информации другому партнеру, 3) внимательное слушание собеседника. Посмотрим, как будет развиваться процесс общения в каждом из этих трех случаев.

Расспрос партнера. Каждому известно, что характер вопросов во многом определяет ответы, получаемые на них. Обсуждать, какие вопросы, и с какой целью стоит задавать, а какие нет, бессмысленно — число возможных вариантов слишком велико. Мы ограничимся здесь лишь двумя типами вопросов, использование которых позволяет быстрее и проще получить от собеседника необходимую информацию.

Весь процесс сбора информации лучше всего разбить на два этапа. Цель первого — разговорить собеседника, настроить его на определенные темы и проблемы. Непосредственная же цель второго — получение необходимой информации. Вопросы, формулируемые на первом этапе, должны быть, с одной стороны, достаточно четко направлены на интересующую сферу, а с другой — максимально общими, так, чтобы собеседник не мог на них ответить просто «да» или «нет», но должен был бы рассказать нечто по этому поводу. Это вопросы типа: «Как вы думаете, почему это произошло?» или «А как вы относитесь к...». И только после того, как у спрашивающего сложилось некоторое впечатление о ситуации и о собеседнике, можно переходить ко второму этапу расспроса и задавать конкретные, четкие вопросы. Причем задать ряд конкретных вопросов необходимо независимо от того, сложилось ли у вас целостное представление о проблеме или нет. Конкретные вопросы — это своего рода защита от субъективизма, поскольку ответы на них помогают убедиться в том, насколько правильно был понят собеседник.

Кроме того, если дальше в ходе разговора партнера придется в чем-то переубеждать, сделать это будет гораздо легче, опираясь на конкретные факты, добыть которые можно, лишь задавая вопросы типа: «Сколько раз это было?», «Когда последний раз он вам это говорил?» и т.д. Имейте в виду, что ответы «часто», «поздно» и т.д. не являются конкретными, поскольку они заведомо субъективны: то, что редко или мало для одного человека, может быть часто или слишком много для другого.

Очень важно раньше времени не вступать в конфронтацию с собеседником, особенно если необходимо его о чем-то подробно расспросить или переубедить. Перейти к этому этапу разговора лучше тогда, когда получено достаточное количество фактов, на основании которых можно попытаться в чем-то убедить собеседника. До этого лучше не демонстрировать иные точки зрения, а внимательно слушать то, что говорит партнер. В противном случае, сразу же вступив в спор с собеседником или проявив неуважение к его мнению или позиции, можно превратить разговор в пустые пререкания или обидеть собеседника, заставив его замолчать.

Сообщение информации. В деловой или воспитательной беседе иногда возникает необходимость вначале сообщить другому нечто, а потом уже задавать ему вопросы, отвечать на них самому или обсуждать. Как сделать подобное сообщение наиболее эффективным, понятным и интересным для собеседника?

Прежде всего, оно должно быть ориентировано именно на данного конкретного человека. Так, говорящий не должен употреблять слов и выражений, которые заведомо будут непонятны слушателю или могут вызвать у него неприятие и обиду. Для того чтобы партнер чувствовал себя включенным в общение, стоит периодически во время собственного монолога обращаться к нему: «Вы же знаете, Иван Федорович...», «Ты ведь понимаешь, Лена, что...». Такие обращения могут звучать как комплименты, могут носить подбадривающий характер, в любом случае собеседник должен чувствовать, что его присутствие важно и все, что говорится, произносится специально для него. <...>

И, наконец, третий вариант развития беседы.

Умение слушать. Что делает человек, когда он слушает другого? Далеко не все знают, что процесс слушания едва ли не более сложен, чем процесс «говорения». Ведь концентрация внимания и понимание требуют немалых усилий.

Выделим условно два типа слушания, которые далеко не всегда отделены во времени и часто тесно переплетаются друг с другом. Это слушание с целью получения информации и слушание как сопереживание и понимание собеседника. Конечно же, то, как будет воспринята информация, во многом зависит от того, как она подана, об этом мы уже говорили выше. Но поскольку понимание — процесс сложный, даже в случае идеального изложения возникает необходимость прибегнуть к специальным приемам, способствующим лучшему проникновению в текст сообщения. Эти приемы связаны в основном с мобилизацией собственного внимания.

Простейшим способом такой собственной мобилизации будут вопросы, которые слушающий может периодически задавать «про себя», стараясь сам же на них ответить: «О чем он сейчас говорит?», «Почему это решение кажется ему самым удачным?» и т.д. Такое обращение, называемое в психологии внутренней речью, помогает слушателю контролировать свое понимание, глубже разобраться в информации.

Иногда бывает полезно после того, как говоривший или отвечавший на поставленные вопросы человек уже сказал все, что мог, попробовать в двух словах пересказать самому себе все, что от него было услышано. Такой пересказ также помогает лучше понять собеседника и обнаружить места в его рассказе, где что-то осталось непонятным, не хватает какой-то информации, логических связок и т.д. <...>

Более сложный и более эмоциональный процесс лежит в основе слушания как сопереживания собеседнику. Такое слушание в психологической литературе часто называют эмпатическим (от слова «эмпатия», то есть сопереживание). Необходимость в нем возникает, когда в общении затрагиваются какие-то глубинные личностные проблемы. Важную роль в этом процессе играет установка слушателя. Так, один из классиков современной психотерапии американец Карл Роджерс подчеркивает, что для того, чтобы услышать собеседника, необходимо правильно настроиться на него, почувствовать уникальность его индивидуальности. Для этого К.Роджерс рекомендует задать себе ряд вопросов: «Что это за человек?», «Чем он отличается от других?», «Смогу ли я по-настоящему понять его и помочь ему?», которые, с его точки зрения, позволяют целиком сосредоточиться на собеседнике, почувствовать его состояние и проблемы. Когда человека внимательно, эмпатически слушают, он обычно успокаивается и расслабляется, чувствует себя максимально комфортно и уютно. Помогает создать у него это ощущение также неторопливый, негромкий голос слушающего в те моменты, когда у него возникает потребность задать какой-то вопрос, внимательный взгляд, отсутствие напряженности или дискомфорта в его собственной позе.

 

 

 

М.А. Робер, Ф. Тильман

ПОНЯТИЕ И КЛАССИФИКАЦИЯ ГРУПП В СОЦИАЛЬНОИ ПСИХОЛОГИИ

(Робер М.-А., Тильман Ф. Психология индивида и группы—- М.: Прогресс, 1988)

Общества состоят из групп

Так же, как группы состоят из людей, общества состоят из групп. Их можно определить как сеть взаимосвязанных групп, принадлежащих к общей культуре. Общество составляет единое целое, расположенное в данном географическом ареале. Составляющие его группы различаются по своим функциям и структуре.

Индивиды, группы и общества — это три современные реальности, они взаимозависимы, и нам нужно дать их определение.

Различные группы, составляющие общества, тесно связаны друг с другом. Они создают совокупности, превосходящие их самих.

Так же, как группа — это нечто большее и совсем иное, чем сумма составляющих ее индивидов, так и общества — это нечто большее и иное, нежели составляющие их группы.

Группы в пространстве

Индивиды участвуют во многих группах. Мы могли бы перечислить их: предприятие; группы пассажиров; друзья, которые вместе едят в столовой; группы социальной, политической или религиозной деятельности; школа; класс; воинская часть и т.д.

Существование некоторых из этих групп предполагает физическое присутствие членов в данном месте. Так, четверо людей, беседующих за столом в кафе, составляют группу. Существование этой группы предполагает их реальное физическое присутствие.

Существуют другие группы, не требующие такого присутствия. Клуб «Ротари» (клуб бизнесменов и представителей свободных профессий) существует даже тогда, когда его члены не собираются вместе. Класс остается классом и в то время, когда дети находятся на каникулах. Полк военнослужащих запаса продолжает существовать, даже когда сборы окончены.

Для существования одних групп необходима локализация, для других она не нужна.

Это значит, что можно одновременно участвовать в нескольких группах. Так, некий студент, играющий в баскетбол в доме отдыха, во время каникул является одновременно членом различных групп: баскетбольной команды, учебного заведения, семьи, страны и, возможно, той или иной культурной ассоциации.

Группа и фактор времени

Существуют постоянные, временные, случайные или спорадические группы.

Некоторые группы созданы для длительного существования и стремятся к этому. Школа, деревня, предприятие заинтересованы в продолжении своего дела. Это — группы, которые не хотят исчезнуть. Их члены сменяются, но сам организм стремится быть если не вечным, бессмертным, то, по крайней мере, как можно более долговечным. Это придает таким группам видимость независимого существования по отношению к своим членам.

Другие группы, напротив, с самого начала обречены на непродолжительное существование. Туристы, совершающие организованное путешествие, являются группой, время существования которой ограничено.

Наконец, существуют такие постоянные группы, члены которых собираются только через регулярные промежутки времени. Например, отряд скаутов, члены которого встречаются каждое воскресенье по утрам.

Обязательные и свободные группы

Некоторые группы являются свободными. В них вступают по желанию. Другие имеют обязательный характер. В них участвуют независимо от желания.

Так, появившись на свет, мы не выбирали семью, этническую группу или нацию. Мы входим в них по чисто биологическому принуждению. Однако мы можем сменить нацию посредством некоторых формальностей и примкнуть к другой. В этом и состоит проблема натурализации.

Наряду с обязательными группами существуют другие, куда вступают по желанию. Таковы спортивный клуб, культурное общество или социальное объединение.

Однако нужно быть реалистом в этом вопросе и отметить, что некоторые группы, свободные, как с моральной, так и с юридической точек зрения, иногда становятся почти обязательными. Так обстоит дело в некоторых странах или некоторых регионах с профсоюзами трудящихся. Конечно, они представляют собой свободные группы, но в целях защиты своих прав и интересов в них трудно не вступить.

Формальные и неформальные группы

Формальные группы характеризуются организованной структурой. Речь идет об организации. Социальные отношения здесь носят безличный характер и осуществляются через предварительно определенные роли. Впрочем, эти роли имеют тенденцию к формализации в соответствии с нормами, определяемыми внешней средой, культурой. Их содержание варьирует в зависимости от того, чего ждут от них, исходя из общих моделей.

В неформальной группе существуют личные социальные отношения, которые осуществляются в ролях, определяемых внутренней средой. Это значит, что содержание этих ролей — результат взаимодействия внутри группы.

В то время как формальная группа имеет заданную ей структуру, структуру неформальной группы создает она сама.

Первичные и вторичные группы

Первичная, или ограниченная, группа является основной для человека. Первый, наиболее формирующий опыт, который мы получаем, приобретается в первичной группе, какой является семья. Именно в семье происходит процесс культуризации.

Первичная группа является таковой и в том смысле, что складывающиеся в ней отношения касаются каждого ее члена. Все члены в ней связаны друг с другом. Эта ее черта говорит о том, что первичная группа обязательно должна быть небольшой.

Входящие в нее люди испытывают чувство сопринадлежности. Отношения, возникающие в ней, регулируются нормами, которые создает сама группа.

Вторичные группы больше по размеру, и отношения в них формализованы. Баскетбольный клуб, в который входят различные команды, — это вторичная группа, в то время как команда — первичная группа. Ее можно назвать психогруппой, а клуб — социогруппой.

 
М.-А. Робер., Ф. Тильман

ГРУППОВАЯ ДИНАМИКА.

РУКОВОДСТВО И ЛИДЕРСТВО В МАЛОЙ ГРУППЕ

(Робер М.-А., Тильман Ф. Психология индивида и группы. — М., 1988)

ГРУППОВАЯ ДИНАМИКА

Силы сплочения

Поведение индивида — это реакция, направленная на изменение ситуации с целью удовлетворения своих потребностей. Ситуация вызывает у индивида ощущение потребности, нарушение равновесия, напряжение вследствие того, что она не соответствует связанным с ней ожиданиям. Если индивид действует, то для того, чтобы устранить это напряжение и восстановить равновесие.

Он изменяет ситуацию таким образом, чтобы она отвечала его потребностям. Целью поведения является изменение ситуации.

Когда цель не достигнута, когда ситуацию изменить не удается, наступает новое состояние напряжения, или фрустрации, которое приводит к новым действиям.

Взаимодействие и взаимозависимость

Переходя к другому уровню анализа, возьмем случай, когда два человека ведут себя в присутствии друг друга таким образом, что их личные цели взаимно достигаются. Их взаимодействие позволяет им уменьшить напряжение и изменить ситуацию, в которой они оба находятся, в направлении, благоприятствующем, возможно, весьма различным стремлениям.

Примеры:

У изобретателя есть идея, но нет денег. Другой человек располагает средствами, но у него нет никакой идеи. Следует отметить, что их потребности, мотивации и цели могут быть совершенно различными. Но на уровне их поведения существует взаимозависимость. Их встреча уменьшает напряжение. Это удачный день для обоих!

Группа друзей: удовлетворение от взаимодействия, удовлетворение от общения, в то время как мотивация и личные цели могут быть разными.

Таким образом, взаимозависимость и взаимодействие являются отправной точкой групповой динамики.

Групповая динамика — это процесс, посредством которого взаимодействие между конкретными индивидами уменьшает напряжение каждого из них в данной ситуации или приводит их к взаимному удовлетворению.

Этот процесс объясняет:

а) Принадлежность индивида к труппе, привлекательность группы и членство в группе.

Индивида привлекает взаимодействие с другими, потому что он получает от этого удовлетворение. Помимо частных потребностей, присущих данной ситуации, он удовлетворяет общие потребности, такие, как потребность во власти, принадлежности к обществу, уважении или престиже. Кроме того, групповая жизнь создает новые потребности у индивида, которые он удовлетворяет, оставаясь в группе (потребность в продолжительном существовании группы, расширении своих функций или повышении своего престижа).

б) Образование стихийных, или неформальных, групп.

Удовлетворение потребностей посредством социального взаимодействия объясняет образование стихийных групп, являющееся результатом свободы действий индивидов. Каждый находит здесь то, что ему нужно. Мы уже отмечали, что социальные организации создают новые потребности у индивидов (часто вызывая фрустрацию), которые могут быть компенсированы лишь посредством неформального взаимодействия. Так внутри организации множится число неформальных групп.

в) Появление ролей «любимчиков» в группе.

Некоторые индивиды больше, чем другие, отвечают потребностям членов группы и делают ситуацию в группе удовлетворительной. Так происходит, например, когда в группе есть весельчак, душа общества, человек, сообщающий все новости, клоун, ангел-хранитель и т.д.

Групповые нормы

Появление норм объясняется несколькими аспектами жизни группы.

Преследование общих целей, как мы уже убедились, является индуктивным элементом поведения ее членов. Стремление к осуществлению целей способствует развитию факторов принуждения, которые становятся тем сильнее, чем больше ощущается необходимость в единообразии поведения как средства достижения цели; чем больше отдельные индивиды зависят от всей группы в достижении своих личных целей (степень взаимозависимости).

Стремление к сохранению стабильности группы усиливает необходимость единообразного поведения и соблюдения норм.

Общие представления, возникающие в результате жизни в группе. Принадлежность к группе влияет на то, как член группы представляет себе некоторые ситуации или отдает предпочтение определенным общим ценностям. Существует групповая избирательность восприятия, определенный образ жизни и мысли.

Именно под влиянием таких представлений поведение членов группы приобретает известное единообразие.

Подражание другим членам.

В той мере, в какой данная группа привлекательна для отдельного индивида, он старается подражать другим. Это подражание поддерживается потребностью в принадлежности к группе и потребностью в безопасности (подражание сильнее, если группа привлекательна для индивида).

Страх перед санкциями (насмешки, неприятие и т. д.) имеет тот же характер. Чем сильнее привлекательность группы, тем больше страх перед санкциями.

Конформисты и девианты

Давление и принуждение осуществляются неодинаково по отношению ко всем членам группы. Существуют «конформисты» и «отклоняющиеся».

Эти различия могут быть вызваны рядом факторов личного и культурного порядка.

а) Потребность каждого выделиться. У некоторых членов есть большая, чем у других, потребность показать себя, противопоставляя другим. Некоторые культурные модели помогают им в этом.

б) Различия в чувствительности к давлению группы связаны со статусом в группе. Индивиды, имеющие высокий престиж, меньше ощущают принуждение группы. Иногда они презрительно относятся к группе.

в) В общем можно сказать, что чем привлекательнее группа для индивида, чем ближе ему групповые цели, тем больше он считается с ее требованиями

Контроль в группе

В организованных группах существуют специальные роли контролеров: полицейский, глава протокольного отдела, классный надзиратель и т.д.

В стихийных группах некоторые индивиды (ими могут быть те, на кого оказывают наиболее сильное давление) спонтанно выполняют роль контролера.

Такие роли, связанные с личными чертами, нужны для поддержания безопасности, сохранения группы, ее репутации и т.д.

В большинстве групп существует цензор, или хранитель норм.

Конфликты и изменения

Наличие изменений в группе имеет большое практическое значение.

Действительно, социальная деятельность особенно заинтересована в описании и объяснении процесса, приводящего к образованию новой структуры группы. Ее цель — вызывать такие изменения контролируемым образом для создания более сплоченных и эффективных структур.

Необходимо, прежде всего, хорошо понять, что происходит в ходе спонтанных изменений.

Мы увидим, что законы стихийных изменений групп поддаются динамическому объяснению.

Динамическое объяснение изменения структур

1) С динамической точки зрения жизнь группы не является неподвижной, и возникают небольшие преходящие нарушения равновесия, не ставящие под угрозу организацию в целом структура —  это состояние квазипостоянного равновесия в жизни группы. Мы говорим «квази», потому что.

2) Под влиянием внутренних или внешних причин — мы опишем их ниже — в группе наступает состояние нарушения равновесия, ее структура разрушается.

Это состояние является не статическим, а динамическим. Оно предполагает напряжение или систему напряжений, что ведет к поиску нового равновесия. Группа стремится реорганизоваться, обрести новое состояние равновесия. В этом новом состоянии можно будет говорить о новой структуре.

3) Жизнь групп представляет собой чередование состояний равновесия и его нарушений.

Одни группы, особенно стихийно возникшие и неформальные, менее неустойчивы, чем другие. Некоторые социальные организации ригидны и сопротивляются структурным изменениям. У некоторых стихийно возникших групп нет структуры, потому что в них никогда не бывает квазипостоянного равновесия, периодов действительной стабильности.

4) Рассматривая эти факты под другим углом зрения, скажем, что в группах существуют силы сплочения, оказывающие сопротивление изменению структуры, и силы распада, толкающие к изменениям.

Равновесие существует в том случае, если силы сплочения преобладают над силами распада.

5) В этом же плане можно дать определение групповому конфликту. Это состояние потрясения, дезорганизации по отношению к предшествовавшему равновесию.

Конфликт — это генератор новых структур (мы не говорим лучших!).

Примечательно, что группа стихийно изменяет свою структуру, только выйдя из состояния конфликта. Мы найдем множество примеров проявления этого закона в действиях групп, стремящихся к изменению своей структуры.

Причины групповых конфликтов

Конфликты внутри группы и структурные изменения, происходящие в результате этих конфликтов, не всегда имеют свой источник в самой группе. Думать так было бы большой ошибкой. В самом деле, мы оторвали бы тем самым групповую динамику от всех других аспектов жизни людей (психологических и социологических).

Действительно, если эти конфликты имеют результирующую динамическую силу внутри группы, то источник их находится чаще всего за пределами самой группы, будь то один из членов этой группы, другая группа или сообщество, в которое входит данная группа. Можно классифицировать различные источники конфликтов, установив возможные зоны разногласий.

1) Личный конфликт

Источник конфликта группы А — Б находится либо в А, либо в Б, или даже в А, с одной стороны, и в Б, с другой. Эта зона характеризуется личностным напряжением, вызывающим групповую напряженность и завершающимся перестройкой группы.

Пример: Супружеский конфликт из-за чрезмерной зависимости одного из супругов.

2) Межличностный конфликт

В данном случае источник конфликта кроется в отношениях между двумя или несколькими членами группы. В этом случае конфликт коренится в жизни группы, групповой динамике.

Пример: Супружеский конфликт из-за эмоциональных трудностей на уровне пары.

3) Конфликты принадлежности

а) А и Б образуют группу внутри какой-то большой группы. Трудности, существующие в этой большой группе, могут сказаться на конфликте А и Б.

Пример: Трудности, причиной которых являются родственники (родители супругов, дети), отражаются на супружеской паре.

б) А и Б образуют одну группу, в то время как Б составляет группу также с В. Двойная принадлежность Б может вызывать конфликты в группе А — Б.

Пример: Конфликт супружеской пары, вызванный отношениями или требованиями, связанными с профессией мужа.

4) Межгрупповой конфликт

А и Б составляют группу. Как группа они могут вступить в конфликт с другой группой, в которую не входит ни А, ни Б. Этот внешний конфликт может породить конфликт внутренний.

Пример: Конфликт или напряженность между супругами могут быть вызваны затруднениями с предпринимателем, строившим дом по их заказу.

5) Социальный конфликт

А и Б могут испытывать на себе последствия разного рода давлений (религиозных, моральных, культурных, административных, экономических) общества, в котором они живут. Возможно, А и Б могут подвергаться каждый разным давлениям (например: культурные различия) и вступать в конфликт.

Пример: Во время экономического кризиса муж — безработный, а жена нашла работу. В результате экономического положения, причина которого находится вне семьи, но последствия которого влияют на супружескую пару, возникает напряженность.   <...>

Последствия конфликтов в группе

1) Образование подгрупп

Одним из стихийных выходов из напряжения, испытываемого группой, является образование подгрупп или изменение в их распределении. Этот феномен наблюдается особенно в тех случаях, когда конфликт возникает между двумя значительными членами группы (борьба за лидерство). Разделение на две подгруппы и скрытое разделение целей (иногда лично для лидеров) и сфер влияния может снять — по крайней мере, на время — напряжение.

Пример: Отношения между старым мастером и молодым инженером. Подгруппы молодых и людей более старшего возраста. Каждый создает свою сферу влияния. И в результате - достигается почти полное равновесие.

2) Удаление инакомыслящих членов

Вынужденное или стихийное удаление (бегство) одного или нескольких членов, разобщенных или составляющих незначительное меньшинство, также может ослабить напряжение в группе, возникшее в результате конфликта между ее членами. Если влияние одного из этих членов равно нулю или сильно уменьшается, группа стремится изгнать его (или он «спонтанно» уходит из группы).

3) Выбор «козла отпущения»

Явление, которое мы только что описали, может сопровождаться агрессивной разрядкой напряжения, направленной на одного человека или на меньшинство, которых считают виновными в возникших трудностях. Агрессивность, вылившаяся на «козла отпущения», избавляет группу от напряжения. Она может сопровождаться или не сопровождаться изгнанием козла отпущения. Некоторые группы сохраняют своих козлов отпущения. Козлом отпущения может быть маловлиятельный индивид, руководитель, подгруппа меньшинства (евреи в Третьем рейхе) или какая-нибудь другая группа.

4) Организационные изменения в группе

В результате напряжения в группе происходят:

— изменения групповой цели или фиксация общей цели.

Примеры: Приведенный выше случай мобилизации сил одной группы против другой группы. Фиксация цели (особенно с надеждой на ее достижение) ослабляет напряжение, порожденное внешней агрессивностью, или напряжение, возникшее из-за внутренних распрей.

— Разрешение конфликтов посредством новой формулировки целей подгрупп и личных обязанностей ее членов.

— Изменения в плане действия, использование новых средств для достижения уже намеченной цели.

Примеры: Если в случае конфликта предусматривается процедура обсуждения и средства, способствующие убеждению противника, то это уменьшает напряжение.

— Предусматривается создание подкомиссии.

Реформы структур группы:

Примеры: Централизация или децентрализация предстает как средство разрешения трудностей в группе.

5) Появление или смена руководителя

Особым случаем изменения или установления роли личности в целях уменьшения напряжения является смена руководителя: его назначают или меняют.

Напряжение может быть устранено благодаря тому, что бывший руководитель становится козлом отпущения и назначается новый руководитель. Этот тип решения связан с культурной моделью, согласно которой, если группа «действует плохо», это вина руководителя.

Дальше мы рассмотрим особый случай групповой динамики: изменение способа управления. Действительно, ослабление напряжения может происходить при переходе от авторитарного управления к демократическому, и наоборот.

6) Распад группы

Раскол членов и ликвидация группы является самым радикальным следствием внутреннего напряжения. Это происходит в том случае, когда силы распада в период напряженности были более активны, чем силы сплочения. Однако этот распад группы уменьшает напряжение внутри нее, по крайней мере, в момент принятия решения.


Дата создания материала: 02.02.2009 11:40
Конкурс «Вуз здорового образа жизни» Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере. Удмуртская Республика Управление аппарата ГАК по ПФО
© 2004-2012 ФГБОУ ВПО «ИжГТУ имени М.Т. Калашникова».
При использовании материалов сайта ссылка обязательна.
Поддержка сайта:
E-mail:
Сектор Технологий Интернет
info@istu.ru
Сделано на iPHPortal © ГНИИ ИТТ "Информика".