|
Программа стратегического развития Ижевского Государственного Технического Университета на 2006/2010 гг.
|
Программа стратегического развития Ижевского Государственного Технического Университета на 2006/2010 гг.
Цели программы:
Интеграция в европейское и мировое образовательное пространство.
Развитие инновационных механизмов в образовательной и научной деятельности.
Защита социальных интересов преподавателей, сотрудников и обучающихся.
Задачи:
Развитие системы многоуровневого обучения бакалавр-магистр-кандидат наук- доктор наук;
введение кредитно-модульной системы в образовательный процесс;
увеличение числа иностранных студентов, магистров и аспирантов обучающихся по образовательным программам ИжГТУ;
расширение применения информационных сетевых технологий в образовательном процессе, организация дистанционного обучения;
обеспечение академической мобильности студентов и преподавателей;
развитие инновационных структур (технопарк, бизнес-инкубатор, центры трансфера технологий и коллективного пользования);
развитие института магистратуры и аспирантуры;
повышение качества образовательного процесса, совершенствование системы воспитательной работы;
развитие системы непрерывного образования «школа - НПО-СПО-ВПО»;
интеграция научных исследований с образовательным процессом и производством;
создание современной материально-производственной и исследовательской базы для проведения научных исследований и подготовки магистров и аспирантов;
разработка реальных дипломных проектов по заказам предприятий и организаций, исследовательские проекты в интересах вуза;
создание и выпуск конкурентоспособной наукоемкой продукции, технологий, интеллектуальных продуктов (высоких технологий, средств сопровождения, программного обеспечения и т.д.) и услуг;
развитие системы социальных механизмов, включая поддержку молодых ученых, преподавателей, научно-педагогических коллективов, победителей различных региональных, российских и международных конкурсов и обучающихся.
Программа развития
№ |
Мероприятия |
срок |
Затра-ты (млн.
руб.) |
Результат |
1. |
Интеграция в европейское и мировое образовательное пространство |
|
|
|
1.1. |
Лицензирование направлений
бакалавриата 10, магистратуры 5
Аккредитация направлений
бакалавриата 30, магистратуры 20 |
2006/08
2008/10 |
0,9
1,6 |
Лицензия
Приложение к аккредитации |
1.2. |
Введение системы кредитных единиц |
2007 |
0,2 |
Приложение к диплому |
1.3. |
Формирование модулей соответствия образовательных программ ИжГТУ и вузов –партнеров |
2006/2007 |
0,5 |
Модуль соответствия, образовательная программа |
1.4. |
Подготовка к аккредитации в международной организации
2-3 образовательных программ
модулей |
2006/07
2006 |
2
1 |
Пакет документов для аккредитации |
|
Развитие корпоративной сети университета |
2006/2010 |
|
Лаборатория защиты информации |
1.5. |
Разработка и поддержка электронных средств обучения (презентаций, учебников, систем тестирования, Интернет –конференций и т.д.) с учетом лучших традиций методической работы ИжГТУ |
2006/2010 |
5 |
УМК с приложениями в электронном виде, электронные издания
План работы |
1.6. |
Создание электронных учебников и модулей творческими коллективами с участием зарубежных партнеров |
2006/2010 |
3 |
План изданий,
зарегистрированные эл.издания |
1.7. |
Академическая мобильность преподавателей и студентов с использованием поля европейских университетов из EUA |
2006/2010 |
3 |
График, вид программы, темы лекций |
1.8. |
Создание би- и полинациональных образовательных программ и модулей с вузами партнерами |
2006/2010 |
2 |
Пакет документов на аккредитацию |
1.9. |
Совместные дипломные проекты и двойные дипломы |
2007/2010 |
2 |
Договоры, квоты |
1.10. |
Совместные мероприятия с участием студентов и преподавателей вузов СНГ (пробег студентов) |
ежегодно |
0,5 |
Смета, план, программы соревнований |
1.11. |
Обмен творческими коллективами самодеятельности, организация совместных выставок, конференций и т.д. с зарубежными вузами-партнерами |
ежегодно |
2 |
Смета, план, программы, материалы конференций |
. |
Итого по разделу |
|
26,7 |
|
2. |
Развитие инновационных механизмов в образовательной и научной деятельности |
|
|
|
2.1. |
Создание современной материально-технической базы |
2007/2010 |
|
|
|
1.Строительство учебного корпуса по ул. 8-я Подлесная, быстровозводимых зданий плавательного бассейна и трансформируемого спортзала |
2007/2010 |
650 |
Генплан |
|
2. Реконструкция корпусов, военной кафедры, вводно-моторной станции, спорткомплекса |
2007/2010 |
150 |
Генплан |
2.2. |
Формирование научно-образовательных комплексов (НОК) инновационного типа с центрами (лабораториями) коллективного пользования в 4 этапа: |
|
|
|
|
-
«Автоматизация научных исследований», «Телеинфокоммуникационные технологии», «Информатика и информационные технологии», «Гидравлика и теплотехника» |
2006/2007 |
120 |
Положение, бизнес план, договора, макетные образцы, программное обеспечение, выпуск магистров, кандидатов технических наук. |
|
-
«Приборостроение», «Строительство», «Энергомашиностроение», «Экономика и менеджмент»; |
2007/2008 |
97 |
Положение, бизнес план, договора, макетные образцы, программное обеспечение, выпуск магистров, кандидатов технических наук. |
|
- «Транспорт», «Педагогика», «Техносферная безопасность», «Математика и наукоемкие информационные технологии»
|
2008/2009 |
97 |
Положение, бизнес план, договора, макетные образцы, программное обеспечение, выпуск магистров, кандидатов технических наук. |
|
-
Формирование инновационной инфраструктуры по вновь открываемым направлениям магистратуры и научных исследований |
2009/2010 |
46,4
|
Положение, бизнес план, договора, макетные образцы, программное обеспечение, выпуск магистров, кандидатов технических наук. |
2.3. |
Обучение бакалавров и магистров по сокращенным программам |
2006/2010 |
0,1 |
План приема |
2.4. |
Развитие инновационных механизмов при написании бакалаврских выпускных работ |
2006 |
0,1 |
План, положение,
бакалаврские работы |
2.5. |
Развитие и применение новых методик обучения разговорному и техническому иностранному языку для студентов неязыковых специальностей |
2007/2008 |
1,4 |
Расписание, методические пособия, ТСО |
2.6. |
Организация стажировок магистров в зарубежных вузах-партнерах |
2007/2010 |
3,6 |
План, договора, тематика исследований |
2.7. |
Увеличение числа дипломных проектов по заказам структурных подразделений, предприятий и организаций (Реальные дипломные проекты) |
2006/2010 |
3 |
План, договора, технологии, пакеты программ, модели и образцы. |
2.8. |
Организация непрерывного профессионального образования |
2006/2010 |
2 |
Учебные планы,
метод. пакет |
2.9. |
Развитие НИРС- участие выставках, смотрах работ и дипломных проектов, грантах, конференциях |
2006/2010 |
2 |
Положение, бизнес- план, план, пакеты программ, модели и образцы. |
2.10. |
Развитие вузовской системы гарантий качества в соответствии с ISO 9000,сертификация СМК |
2006/2007 |
0,5 |
Пакет документов, сертификат СМК |
2.11. |
Развитие технопарка «Ижробо».
Развитие 5-6 структурных подразделений для создания наукоемкой продукции |
2006/2010 |
7,5 |
Продукция, технологии, программное обеспечение.(Объем продукции 50-70 млн. руб.) |
2.12. |
Развитие бизнес-инкубатора.
Создание и развитие 12-15 структурных подразделений на базе реальных дипломных проектов, впоследствии оформление как юридических лиц |
2006/2008 |
10 |
Инновационные малые предприятия на базе университета. |
2.13. |
Развитие магистратуры: зачисление и темы диссертационных работ магистрантов на базе реальных тем НИОКР, выполняющихся по темплану ИжГТУ |
2006/2010 |
0,5 |
Магистерские диссертации.
200 ежегодно |
2.14. |
Развитие аспирантуры: зачисление и темы диссертационных работ аспирантов на базе реальных тем НИОКР, выполняющихся по научно-техническому плану ИжГТУ |
2006/2010 |
0,5 |
Кандидатские диссертации.
70-100 жегодно |
2.15. |
Развитие системы агрессивной рекламной политики научно-технических исследований (участие в выставках достижений, использование Интернет) |
2006/2010 |
3 |
Продвижение продукции университета через 3-5 сайтов, не менее чем на 5 выставках. |
2.16. |
Участие в международных проектах научных, научно-учебных (6,7 Рамочные программы, Темпус и т.д.) |
2006/2010 |
20 |
Подготовка 3-х проектов по транспорту, IT-технологиям, нанотехнологиям в 7 Европейскую Рамочную программу. |
2.17. |
Развитие инновационных механизмов участия в международных образовательных проектах (реклама, Порталы, рекрутинг, тренинг, реинжиниринг и т.д.) |
2006/2010 |
3 |
Создание международного научно- образовательного центра (трансферта) инновационных проектов. |
|
Итого по разделу |
|
1217,6 |
|
3. |
Защита социальных интересов преподавателей, сотрудников и обучающихся |
|
|
|
3.1. |
Поддержка молодых ученых и научно-педагогических коллективов |
2006/2010 |
12 |
|
3.2. |
обеспечение возможности приобретения жилья или его улучшения для сотрудников, признанных нуждающимися в улучшении жилищных условий в соответствии с Законодательством РФ |
2006/2010 |
20 |
Генплан |
3.3. |
строительство общежития для студентов и аспирантов на 300мест |
2007/2010 |
120 |
Генплан |
3.4. |
строительство жилых домов |
2007/2010 |
|
Генплан |
3.4. |
создание системы мер по стимулированию ППС участвующего в подготовке аспирантов и магистров |
2006/2010 |
10 |
положение |
3.5. |
обеспечение достойного уровня лечебно профилактического обслуживания сотрудников |
2006/2010 |
13,7 |
график |
|
Итого по разделу |
|
175,7 |
|
|
Итого |
|
1420 |
|
Пояснительная записка
Развитие системы многоуровневого обучения бакалавр-магистр-кандидат - доктор;
Одной из характеристик состава преподавателей является высокий средний возраст. Развитие подготовки бакалавр-магистр - это часть создания признанной за рубежом многоступенчатой подготовки специалистов, а во-вторых – один из путей подбора и подготовки квалифицированных преподавательских и научных кадров.
Основные пути:
- увеличения числа аккредитованных магистерских направлений;
- решение организационных вопросов набора в магистратуру;
- создание научно - образовательных комплексов нового типа по подготовке кадров высшей квалификации;
- совершенствование учебного процесса подготовки магистрантов;
- привлечение специалистов из научных подразделений университета и отрасли к руководству работой магистрантов - разработка системы мероприятий по закреплению преподавателей в вузе.
Количественный показатель:
- прием на 1 курс с 2006г. на все 25 направлений бакалавриата, не менее 16 человек на направление;
- прием с 2006г на 15 магистерских программ, на каждую магистерскую программу не менее 7-10 магистрантов;
- подготовка по преемственным программам магистратура-аспирантура по 5-7 человек с 2008г.
- введение кредитно-модульной системы в образовательный процесс;
Новое в концепции обучения:
Вместо закрепления навыков перейти к процессу приобретения компетенций, самостоятельной учебы, как этап при этом система зачетных единиц для оценки объема и качества полученных образовательных услуг, модульное построение образовательных программ и введение новых образовательных технологий.
Основные пути:
- Формирование модуля соответствия образовательных программ ИжГТУ и вузов –партнеров;
- Создание би- и полинациональных образовательных программ и модулей с вузами партнерами.
Количественный показатель:
- Реализация 25 бакалаврских и 15 магистерских образовательных программ ИжГТУ с использованием кредитно-модульной системы;
- Согласование программ, построенных по кредитно-модульной системе с европейскими вузами-партнерами,
- Аккредитация программ и модулей в германском агентстве ZEvA.
- Создание 2 бинациональных программ в 2006/2007 году.
- расширение применения информационных сетевых технологий в образовательном процессе, организация дистанционного обучения;
Для организации самостоятельной работы студентов, поддержки «зарубежного» семестра обучения магистров и аспирантов, создания совместных современных учебно-методических разработок необходимо внедрять в обучение современные средства обучения.
Основные пути:
- Разработка и поддержка электронных средств обучения (презентаций, учебников, систем тестирования, Интернет –конференций и т.д.);
- Создание электронных учебников и модулей смешанными творческими коллективами с участием зарубежных партнеров.
Количественный показатель:
- Ежегодные Интернет-конференции с участием магистров, аспирантов и преподавателей не менее 10 в год;
- 100% обеспение УМК в электронном виде в 2006 году,
- создание по 1 электронному учебнику на каждое направление магистерской подготовки 2006/2007г.
- обеспечение академической мобильности студентов и преподавателей;
Серьезной проблемой является то, и то что в последние годы почти все преподаватели повышают свою квалификацию внутри вуза. Требованием Болоньи является обязательный семестр обучения в зарубежном вузе.
Основные пути:
- усовершенствовать работу факультета повышения квалификации преподавателей;
- наметить пути решения проблемы обеспечения академической мобильности преподавателей:
- стажировки и квоты, гранты на обучение за границей для студентов, магистров, аспирантов и преподавателей;
- дистанционное обучение и повышение квалификации;
- дополнительные занятия по иностранному языку у студентов и повышение квалификации преподавателей для ведения занятий на иностранном языке.
Количественный показатель:
- Курсы для преподавателей по иностранному языку до 15-20 человек ежегодно,
- Не менее 15 стажировок для преподавателей и 50 для студентов, магистров с использованием поля европейских университетов из EUA ежегодно;
- Лекции для магистров и студентов старших курсов профессоров из вузов-партнеров (дистанционная форма обучения) по всем направлениям.
- Оборудование 3 кабинетов для изучения иностранного языка с применением IT технологий начиная с 2006г.
- повышение качества образовательного процесса, совершенствование системы воспитательной работы;
Повышение доверия к университету это наличие в нем действующей системы качества, независимая оценка его образовательной деятельности, совместные образовательные программы с другими вузами. Качество обучения и образовательная деятельность неразделимы, кроме того некоторые показатели воспитательной работы включены в оценку рейтинга вуза.
Основные пути:
- Подготовка к аккредитации в международной организации 2-3 образовательных программ и модулей;
- Совместные дипломные проекты и двойные дипломы.
- Пробег студентов с участием вузов СНГ
- Обмен коллективами самодеятельности, организация совместных выставок, конференций и т.д. с зарубежными вузами-партнерами
- развитие вузовской системы гарантий качества в соответствии с ISO 9000;
- сертификация СМК.
Количественные показатели:
- Подготовка к аккредитации в международной организации 2-3 образовательных программ и модулей в 2007 году;
- Пробег студентов с участием вузов СНГ ежегодно;
- Подготовка стандартов по всем основным вузовским процессам 2006 год;
- Сертификация СМК 2006/2007г.
- развитие инновационных структур (технопарк, бизнес-инкубатор);
- Технопарк ИжГТУ – совокупность взаимосвязанных структурных и инфраструктурных подразделений университета, реализующая непрерывный цикл от идеи до реализации наукоемкой продукции, технологий и услуг;
- Бизнес – инкубатор – структурное подразделение университета, реализующее концепцию создания («выращивания») инновационных проектов, структурных подразделений технопарка и малых фирм на основе выполненных реальных дипломных проектов, магистерских и кандидатских диссертаций, инновационных разработок в научно-образовательных комплексах;
- IТ парк – структурное подразделение университета, предназначенное для разработки информационных концепций, технологий, законченных сертифицированных программных продуктов, систем и их сопровождения на стадиях жизненного цикла;
- Научно – исследовательский центр коллективного пользования – комплекс, содержащий уникальное научно – исследовательское и производственное оборудование, лицензированное программное обеспечение для выполнения заказов научных и учебных институтов, промышленных предприятий и организаций в области фундаментальных и прикладных исследований, высоких технологий;
- Международный инновационный центр трансфера высоких технологий – совместное со стратегическими партнерами университета инновационное подразделение, осуществляющее на основе комплексного использования материально – технических, кадровых и других ресурсных возможностей, совместные исследования, развитие инновационной деятельности и все виды наукоемкой продукции и услуг на международные рынки.
Количественный показатель:
-
Создание и развитие 12-15 самостоятельных фирм на базе выполненных и внедренных реальных дипломных проектов в 2006/2010 годы. Объем выпускаемой продукции 12-15 млн руб. в год.
-
Развитие в Технопарке ИжРобо 5-6 структурных подразделений для создания наукоемкой продукции. Объем оказываемых услуг, выпускаемой продукции. 50-70 млн. руб. в год.
-
развитие института магистратуры и аспирантуры;
-
Развитие магистратуры: зачисление и темы диссертационных работ магистрантов на базе реальных тем НИОКР, выполняющихся по научно-техническому плану ИжГТУ.
-
Развитие аспирантуры: зачисление и темы диссертационных работ аспирантов на базе реальных тем НИОКР, выполняющихся по научно-техническому плану ИжГТУ
-
Количественные показатели: 70-100 защит диссертаций в год. 90-110 защит магистерских диссертаций в год.
-
интеграция научных исследований с образовательным процессом и производством
Приоритетные направления:
- Увеличение объема научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ; через Технопарк «Ижробо», IT- технопарка, бизнес-инкубатор, центр трансфера технологий
- Определение тем диссертационных работ магистрантов и аспирантов в соответствии с реальными темами НИОКР, выполняющимися по научно-техническому плану ИжГТУ;
- обеспечение роста количества подготовленных кадров высшей квалификации через аспирантуру, докторантуру и соискательство;
- совершенствование информационного обеспечения научных исследований и пропаганда их результатов через сеть Интернет, научно-технический журналы ИжГТУ;
- получение лицензий и сертификатов качества продукции в структурных научных подразделениях, выполняющих НИОКР;
- создание системы качества НИОКР университета.
Количественные показатели:
-
заявки на гранты не менее 70 ежегодно;
-
выпуск 5 научных и научно-технических журналов ежегодно;
-
ежегодные защиты кандидатских диссертаций до 70-100 ежегодно с 2008/2009гг.;
-
общий объем НИОКР до 100 млн. руб. в год.
-
создание современной материально-производственной и исследовательской базы для проведения научных исследований и подготовки магистров и аспирантов;
Для эффективного обновления материально-производственной и исследовательской базы необходимо формирование научно-образовательных комплексов (НОК) инновационного типа с центрами (лабораториями) коллективного пользования.
НОК – научно – образовательный комплекс университета – подразделение университета, осуществляющее подготовку магистров и кандидатов наук, ведущее научно – исследовательскую работу по приоритетным направлениям науки и техники и критическим технологиям федерального уровня в центрах коллективного пользования.
Основные пути:
- Сформировать 12 НОК в 3 этапа (по направлениям научных исследований).
- Сформировать 5 НОК(4 этап) по новым направлениям
- Строительство учебного корпуса по ул. 8-я Подлесная, быстровозводимых зданий плавательного бассейна и трансформируемого спортзала
- Реконструкция корпусов, военной кафедры, вводно-моторной станции, спорткомплекса
Количественный показатель:
- финансирование коллективных центров и лабораторий каждого НОК не менее 4 млн. за счет внебюджетных средств университета ежегодно, за счет госбюджета до 10 млн. ежегодно;
- создание реальных дипломных проектов по заказам предприятий и организаций, исследовательские проекты в интересах вуза;
Для расширения круга студентов и преподавателей, участвующих в НИР необходима программа привлечения студентов и аспирантов для выполнения научно-исследовательских работ. Решение этой задачи поможет и решению ряда экономических проблем вуза (обновление материальной базы, повышение объема НИР, решения ряда задач для подразделений вуза).
Основные пути:
- подача заявок от подразделений, кафедр вуза и поиск исполнителей;
- поиск тем для выполнения работ на предприятиях и организациях и поиск исполнителей;
- развитие инновационных механизмов при написании бакалаврских выпускных работ для оценки потенциала учащихся;
- участие выставках, смотрах работ и дипломных проектов, грантах, конференциях.
Количественные показатели:
- всего в год не менее 150 проектов
- по каждой специальности участие в 2-3 смотрах работ;
- объем выполненных работ 30 тыс. руб по каждой специальности, не менее 15 тыс. руб НИР;
- разработка выставочных моделей, образцов и экспонатов (1-2 от каждого факультета).
- создание конкурентоспособной наукоемкой продукции, технологий, интеллектуальных продуктов (высоких технологий, средств сопровождения, программного обеспечения и т.д.) и услуг;
- организовывать конкурсы инновационных проектов продукции, готовой к тиражированию
Количественный показатель:
- 1,5-5 млн на проект, 3-4 проекта в год
- развитие системы непрерывного образования «школа - НПО-СПО-ВПО»;
- Обучение бакалавров и магистров по сокращенным программам;
- создание новых траекторий с включением бакалавриата и магистратуры.
- развитие системы социальных механизмов, включая поддержку молодых ученых, преподавателей, научно-педагогические коллективы, победителей различных региональных, российских и международных конкурсов и обучающихся;
- поддержка молодых ученых и научно-педагогических коллективов, осуществляющих исследование по приоритетным направлениям развития науки и техники;
- обеспечение возможности приобретения жилья или его улучшения для сотрудников, признанных нуждающимися в улучшении жилищных условий в соответствии с Законодательством РФ
- строительство общежития для студентов и аспирантов на 300мест
- строительство жилых домов
- создание системы мер по стимулированию преподавателей и ученых, участвующих в подготовке аспирантов и магистрантов;
- обеспечение достойного уровня лечебно профилактического обслуживания сотрудников
Количественные показатели:
- не менее 3 вузовских грантов для аспирантов и магистров;
- стажировки магистрантов и аспирантов в научных центрах России и международных центрах для завершения исследовательских работ (не менее 5 в год);
- участие студентов, магистрантов и аспирантов в выставках и конференциях по результатам выполненных грантов, университетских проектов, магистерских диссертаций, реальных дипломных проектов (не менее 50 в год).
Дата создания материала: 27.10.2010 14:28
|